Изменение условий содержания осужденных

Классификации осуждённых к лишению свободы при изменении условий содержания

Изменение условий содержания осужденных

Вологда

07 апреля 2015г.

   Изучение осужденных предполагает, в частности, их классификацию, которая имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение.

   К решению проблемы классификации осужденных, по нашему мнению, следует приступить с рассмотрения ее понятия.

    Под классификацией понимается практическое распределение явлений, материала или понятий на части, классы, группы и подгруппы, виды по определенным признакам. Подобное понятие классификации дается в таком определении: «Классификация — распределение объектов явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от общих признаков».

   Наиболее удачно значение классификации выражено С.С. Алексеевым: «Она дает возможность при определении ее критериев выявить новые черты, качественные особенности данных предметов и явлений; имеет значимость не только первичной обработки, но и охватить большой диапазон изучаемых объектов и, следовательно, избежать односторонности их научной интерпретации» [4].

   Применительно к осужденным имеется в виду, что отнесение их к той или иной классификационной группе всегда связано с определенными факторами: вид учреждения, в котором исполняется наказание, режим, изменение условий отбывания наказания и другими.

   Именно на этой основе в теории и на практике возникла потребность в разработке наиболее эффективной системы классификации осужденных. При этом заслуживает внимания позиция Н.А.

Стручкова, полагающего, что деление осужденных на более или менее однородные группы (категории) проводится для того, чтобы исключить влияние наиболее отрицательной части осужденных на других лиц, отбывающих наказание, прежде всего лиц молодого возраста, впервые судимых и в тоже время, необходимостью обеспечить осуществление карательно-воспитательного воздействия нужного с точки зрения его характера и степени интенсивности, именно для данной категории (классификационной группы) [2].

   Отсюда мы видим, что задача классификации сводится к тому, чтобы создать оптимальные дифференцированные условия исполнения и отбывания наказания, а следовательно, разработать наиболее эффективные меры исправительного воздействия на осужденных не только в период отбывания наказания, но и после освобождения. Представляется, что система классификации осужденных должна быть целостной, с этой точки зрения, более правильной, исходя из позитивной и негативной направленности их поведения.

   В целом систему отбывания наказания в виде лишения свободы определяют как организацию исполнения наказания, при которой в зависимости от поведения осуждѐнного условия отбывания им наказания изменяются в сторону улучшения или ухудшения. Возможность изменения осуждѐнным к лишению свободы вида исправительного учреждения является одним из элементов такой системы отбывания лишения свободы.

   Правовой статус осуждѐнного может трансформироваться как в сторону увеличения правоограничений, так и в сторону их уменьшения.

   Необходимо отметить, что в научной литературе уже высказывалось мнение о необходимости классификации осуждѐнных к лишению свободы по степени исправления, причѐм происходило это во время действия ИТК РСФСР, а потому можно сказать, что эта научная разработка отчасти реализована при реформе отрасли уголовно-исполнительного права [3]. Как известно, ранее при классификации осуждѐнных, применительно к процессу их исправления, использовались такие категории, как «характеризуется отрицательно», «имеет неустойчивую социальную установку», «характеризуется положительно», «не нуждается в дальнейшем отбывании срока  наказания». Данные выводы использовались при проведении аттестаций осуждѐнных. Ранее градация аттестаций была такова: «первичная» (проводилась через полгода с момента прибытия осуждѐнного в колонию), годовая, оценочная (при рассмотрении осуждѐнного по вопросу условно- досрочного освобождения, при изменении условий его содержания и пр.), аттестация по концу срока.

   На сегодняшний день согласно утвержденной 14 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года затрагивается вопрос о классификации осужденных.

Здесь можно увидеть, что уголовно- исполнительная система продолжает совершенствоваться, выходя на новый уровень развития и все больше приближаясь к европейским стандартам, это видно, если рассмотреть задачи указанные в ней: изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного. В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия по проблеме классификации осужденных: дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности, совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны); раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны [1]. Многие моменты, безусловно уже выполнены.

    В сфере социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными здесь предусмотрено создание справедливой и эффективной системы стимулов осужденных к законопослушному поведению («социальные лифты»), включающей совершенствование порядка замены не отбытой части наказания более  мягким видом наказания,  обновление  механизма условно-досрочного освобождения.  Так называемый «социальный лифт» проводится один раз в полгода (по плану, если нет иной необходимости), либо при переводе из одних условий отбывания наказания в другие, замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, при рассмотрении вопроса условно-досрочного освобождения поддержании ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении.

    Соответственно выводы данной процедуры «налицо»:

– условия отбывания наказания не изменять

– ходатайствовать об улучшении условий отбывания наказания;

–    ходатайствовать перед судом о переводе осужденного в исправительное учреждение с более мягким видом режима;

–   ходатайствовать о представлении к замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания, о поддержании ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении.

   Система «социальных лифтов» представляет собой механизм изменения условий отбывания наказания, изменения вида исправительного учреждения, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания, условно-досрочного освобождения посредством оценки комиссией исправительного учреждения поведения осужденных с помощью определенных критериев.

    Целями применения системы стимулов являются социализация осужденного, профилактика рецидивной преступности и создание условий для позитивного формирования личности.

   Действующим в настоящее время законом фактически введены две оценочные категории: положительно характеризующиеся категории и лица, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Эта градация так называемых видов характеристик крайне мала и незначительна; разумеется, здесь не хватает разнообразия, в «мягкой» степени и существующее формальное несоответствие этих категорий (положительно характеризующиеся категории и лица, признанные злостными нарушителями).

На формальных выводах строится и формальная характеристика и, как правило, формальная, некачественная работа с осуждѐнными. Тогда о какой степени исправления может идти речь? Да не о какой. Полноценной работы со стороны администрации с осуждѐнными, к сожалению, не наблюдается.

Поэтому и о здоровом климате в местах лишения свободы, и о прогрессе, как следствие, мы речи не ведѐм.

    Поэтому, на сегодняшний день мы можем классифицировать осуждѐнных формально: «характеризуется положительно» и «признанный злостным нарушителем режима содержания».

   Так, позитивно настроенные осуждѐнные для изменения своего положения посредством поощрений или применения иных институтов (изменение условий отбывания наказания, вида исправительного учреждения, замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания, вопрос об условно-досрочном освобождении, перевод в колонию-поселения и пр.

) должны формально иметь положительную характеристику. Данная категория формируется в правоприменительном процессе на основании убеждѐнности администрации исправительного учреждения.

Для отнесения осуждѐнного к категории злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания законом прямо предусмотрена оценка его поведения юридически выраженная в специальном решении.

    Развивая вопрос о степени исправления осужденных, А.И. Зубков справедливо отмечает, что с точки зрения практики организации исправительного процесса определение ее является важным элементом, без которого обойтись просто невозможно. Тем более что имеется богатейший положительный опыт организации такой работы в исправительных учреждениях [3].

Поэтому в уголовно-исполнительном кодексе, хотя напрямую не упоминается об установлении той или иной степени исправления осужденных, но основные ее элементы закреплены в ряде статей, сохраняя в своей основе эту практику.

При исполнении наказания в виде лишения свободы важным является период, который связан с направлением осужденных для отбывания наказания в исправительные учреждения.

Следует иметь в виду, что их направление, а также перевод в  другие исправительные учреждения осуществляется на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу. Посредством перевода из одних условий отбывания наказания в другие, администрация тем самым стремиться исправить осуждѐнных, т.е.

пытается сформировать у них уважительного отношения  к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулировать правопослушное поведение.

Безусловно, одним из необходимых условий для классификации осуждѐнных (даже администрацией учреждения) является так или иначе глубокое изучение их личности и дифференциация осужденных для обеспечения индивидуализации исправительного воздействия на различные категории осужденных.

При изменении вида исправительного учреждения осуждѐнные согласно действующему законодательству могут быть классифицированы только на положительно характеризующихся и признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. У этой тенденции имеются как позитивные, так и негативные моменты.

К числу первых следует отнести отказ от формализованного подхода к оценке исправления осуждѐнных, что расширяет возможности индивидуализации исполнения лишения свободы. К числу вторых – отсутствие единых стандартов отнесения к категории положительно характеризующихся осуждѐнных порождает незащищѐнность от возможного произвола со стороны администрации. Такое зависимое положение отнюдь не способствует стремлению изменить свой правовой статус посредством положительного поведения. В числе наиболее эффективных способов разрешения проблемы видится в качественном изменении кадровой политики и в становлении системы эффективного общественного контроля за деятельностью исправительных учреждений.

   Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что классификация осужденных в значительной мере влияет на формирование системы учреждений исполнения наказания, в значительной степени влияет на формирование системы учреждений исполнения наказания, создает необходимые условия для дифференциации исполнения наказания. Наконец, она создает предпосылки для индивидуализации исполнения наказания.

1.     Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года

Источник: http://izron.ru/articles/teoriya-i-praktika-sovremennoy-yuridicheskoy-nauki-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhdunarodnoy/sektsiya-6-ugolovnoe-pravo-i-kriminologiya-ugolovno-ispolnitelnoe-pravo-spetsialnost-12-00-08/klassifikatsii-osuzhdyennykh-k-lisheniyu-svobody-pri-izmenenii-usloviy-soderzhaniya/

Изменение условий содержания осужденных к лишению свободы во время отбывания наказания

Изменение условий содержания осужденных

Отбывание осужденными к лишению свободы наказания основывается на двух важнейших принципах: содержание осужденных в течение всего срока наказания в одном исправительном учреждении (ст. 81 УИК) и изменение условий их содержания во время отбывания наказания (ст. 78, ч. 1 ст. 82 УИК).

Первый принцип направлен на создание благоприятных условий для изучения личности осужденных и применения к ним средств исправления с учетом их индивидуальных особенностей, а также для обеспечения групповых форм воздействия. Второй принцип ориентирован на активное стимулирование их положительного поведения в период отбывания наказания.

Сущность института изменения условий содержания осужденных к лишению свободы заключается в позитивном изменении их правового статуса в сторону ослабления правоограничений либо негативном — в сторону усиления последних.

Законодатель рассматривает такой институт в качестве меры воздействия более широкого характера, чем поощрения и взыскания (ст. 113, 115 УИК). Изменение условий содержания осужденных согласно УИК реализуется в двух формах: в пределах исправительного учреждения одного вида (ст.

87, 120, 122, 124, 127, 130, 132); путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (ст. 78).

Под изменением условий содержания в пределах исправительного учреждения понимается одновременное увеличение или сокращение всех предусмотренных законом льгот, связанных с переводом на улучшенные условия или более строгое содержание в колониях общего, строгого и особого режимов, в тюрьмах, в воспитательных колониях. С этой целью УИК предусмотрел в исправительных колониях трехступенчатую систему отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие условия содержания — ч. 1 ст. 87), а в воспитательных колониях — четырехступенчатую (обычные, облегченные, льготные и строгие условия содержания — ч. 1 ст. 132), в тюрьмах — общий и строгий виды режима. В колониях общего режима все вновь поступившие осужденные содержатся в обычных условиях. В зависимости от поведения и отношения к труду они могут быть переведены в облегченные или строгие условия содержания по решению комиссии исправительного учреждения.

Допускается перевод осужденных, признанных злостными нарушителями режима, из облегченных условий содержания не только в обычные, но и в строгие условия.

В колониях строгого и особого режимов, как правило, все вновь поступившие осужденные содержатся в обычных условиях. В строгие условия направляются осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы.

В колонии особого режима для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы в строгие условия направляются все вновь поступающие лица. Особенности изменения условий содержания осужденных в воспитательных колониях рассматриваются в отдельной главе.

Обычные условия являются базовыми.

В зависимости от поведения осужденных возможно их перемещение в облегченные условия, где им предоставляется право дополнительно расходовать средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получать посылки, передачи и бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или в строгие условия, где, напротив, сокращается объем перечисленных прав осужденных с одновременным содержанием их в запираемом помещении. Уголовно-исполнительный кодекс (ч. 7 ст. 120, ч. 7 ст. 122 и др.) допускает повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные, из обычных в облегченные условия.

Таким образом, изменение условий содержания — результат оценки не только разового поступка (ст. 116 УИК), но и системы поведения: отсутствие взысканий и добросовестное отношение к труду в течение шести месяцев (ч. 2 ст. 120 Кодекса).

Анализ ст. 115, 117, 118 УИК, регламентирующих основания применения к осужденным таких мер взыскания, как перевод в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры и изменение условий содержания в них, дает основания квалифицировать данные меры как самостоятельную ступень отбывания наказания.

Их можно назвать особо строгими условиями, так как они аналогичны условиям содержания осужденных в тюрьме. О том, что перечисленные меры воздействия — один из элементов изменения условий содержания, свидетельствует основание их применения — признание осужденного злостным нарушителем режима, т. е.

то же основание, что и при переводе этих лиц в строгие условия.

Как отмечалось, изменение условий содержания в зависимости от поведения и отношения к труду осужденных может осуществляться путем изменения вида исправительного учреждения с более льготными или более строгими условиями содержания (ч. 1 ст. 78 УИК).

Положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены для дальнейшего отбывания наказания:

  • а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужденными не менее половины срока, назначенного приговором суда;
  • б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии осужденными не менее половины срока, назначенного по приговору суда;
  • в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных условиях содержания, не менее 1/4 срока наказания;
  • г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселение — по отбытии осужденными не менее 1/3 срока наказания; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не менее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее 2/3 срока наказания.

Срок отбывания наказания, определяемый для изменения вида исправительного учреждения, исчисляется со дня заключения осужденного под стражу.

Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие категории осужденных:

  • а) при особо опасном рецидиве преступлений;
  • б) приговоренные к пожизненному лишению свободы в случае замены этого наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;
  • в) смертная казнь которым заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования;
  • г) не прошедшие курса обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;
  • д) не давшие письменного согласия на перевод в колонию-поселение.

Субъектами ходатайства об изменении вида исправительного учреждения на более льготное являются осужденный, его адвокат или законный представитель. Администрация исправительного учреждения в этом случае подает в суд представление.

Если речь идет об осужденном за совершение в возрасте старше 18 лет преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и признанном страдающим расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, то в суд направляется заключение его лечащего врача.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ст. 116 УИК), переводятся в исправительные учреждения с более строгими условиями содержания:

  • а) из колонии-поселения в колонию, вид которой был ранее определен судом (общий или строгий режим);
  • б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по приговору суда, в колонию общего режима;
  • в) из колонии общего, строгого и особого режимов в тюрьму на срок не свыше трех лет. Осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы, а также осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Таким образом, в УИК создана разветвленная система изменений условий содержания осужденных.

Источник: https://studref.com/384430/pravo/izmenenie_usloviy_soderzhaniya_osuzhdennyh_lisheniyu_svobody_vremya_otbyvaniya_nakazaniya

Стр. 5 | § 3. Особенности отбывания наказания в исправительных колониях особого режима | Глава 17. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ. ИЗМЕНЕНИЯ УСЛОВИЙ СОДЕРЖАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ | ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ |

Изменение условий содержания осужденных

СТАТЬИ АРБИР
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Осужденные имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено до двух часов.

Хотя в этих колониях и устанавливаются три вида условий отбывания наказания: обычные, облегченные и строгие, осужденные на протяжении всего периода нахождения их в колонии независимо от вида условий содержания постоянно проживают в камерах.

В строгих условиях отбывания наказания содержатся:

1) все осужденные, прибывшие в исправительную колонию особого режима для отбытия назначенного судом наказания. Если в период пребывания в следственном изоляторе к осужденному не применялась мера взыскания в виде водворения в карцер, срок его нахождения в строгих условиях отбывания наказания исчисляется с момента заключения под стражу;

2) осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в облегченных условиях;

3) осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в обычных условиях;

4) осужденные, переведенные из других исправительных колоний особого режима и всех других видов.

В обычных условиях отбывания наказания находятся: осужденные, переведенные из строгих условий отбывания наказания по отбытии 10 лет в строгих условиях и при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания; осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания в облегченных условиях. В облегченных условиях отбывания наказания находятся осужденные, переведенные из обычных условий отбывания наказания по отбытии 10 лет в обычных условиях и при отсутствии взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестном отношении к труду. Порядок отбывания наказания осужденных в обычных, облегченных и строгих условиях в части, касающейся расходования средств на приобретение продуктов питания, предметов первой необходимости, количества и вида свиданий, количества посылок, передач и бандеролей, определяется ст. 125 УИК РФ. Этот порядок устанавливается правилами отбывания лишения свободы в исправительных колониях особого режима.

Как следует из закона, в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, могут содержаться осужденные, приговоренные судом к пожизненному лишению свободы, и осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.

Личностные характеристики осужденных, содержащихся в указанных исправительных колониях, являются исключительно отрицательными. Это наиболее опасная категория осужденных. Воспитательная работа с ними весьма ограничена.

Перспектива досрочного освобождения при нынешнем законодательном подходе весьма туманна (25 лет при отсутствии взысканий в течение последних 3 лет).

Распределение по камерам осужденных отнесено к компетенции администрации исправительных учреждений на основании рекомендаций психологов, психиатров и оперативных работников. В одной камере нельзя размещать соучастников преступлений, лиц, находящихся в неприязненных отношениях, и т.д.

Труд осужденных организуется в камерных условиях при условии строгой изоляции осужденных. Не разрешается переводить осужденного из одной камеры в другую в производственных целях, если там присутствуют другие осужденные.

Камеры подлежат ежедневному досмотру и систематически обыскиваются. Рабочий инвентарь выдается на рабочее время с последующим изъятием и проверкой технического состояния и целостности. Осужденные работают в двухместных камерах в три смены.

На мероприятия, связанные с выходом из локальной зоны жилого корпуса, а также на беседы осужденные выводятся в наручниках и при усиленном сопровождении.

Обучение осужденных специальностям производится в одиночной рабочей камере под контролем мастера или в одной камере с сокамерником.

Предыдущая страница Оглавление Следующая страница

Конегер П.Е. Уголовно-исполнительное право России. Учебник, 2010

Количество показов: 1172

Источник: http://arbir.ru/articles/a_43419.htm

Изменение условий отбывания лишения свободы в механизме ресоциализации осужденных Дроздов Алексей Игоревич

Изменение условий содержания осужденных

к диссертации

Введение

Глава I. Правовой институт изменения условий отбывания лишения свободы — элемент прогрессивной системы исполнения наказаний 18

1.1. Ресоциализация осужденных в процессе отбывания лишения свободы 18

1.2. История развития института изменения условий исполнения и отбывания лишения свободы в законодательстве России 37

1.3. Понятие и значение правового института изменения условий отбывания лишения свободы 49

Глава II. Распределение осужденных при исполнении лишения свободы по видам условий содержания в исправительных учреждениях 67

2.1. Классификация осужденных при изменении вида исправительного учреждения 67

2.2. Правовое положение осужденных при изменении условий содержания в исправительном учреждении 90

Глава III. Проблемы реализации норм, регулирующих изменение вида исправительного учреждения 114

3.1. Изменение вида исправительного учреждения в процессе ресоциализации положительно характеризующихся осужденных 114

3.2. Роль изменения вида исправительного учреждения в механизме ресоциализации осужденных, признанных злостными нарушителями режима 128

Заключение 153

Список источников и литературы 160

Приложения 186

Введение к работе

Актуальность диссертационного исследования. Современная уголовно-исполнительная политика, одним из приоритетных направлений которой является ресоциализация осужденных, в полной мере согласуется с целями наказания.

Давая оценку организации исполнения лишения свободы, Президент Российской Федерации Д.А.

Медведев особо подчеркнул, что условия содержания в исправительных учреждениях, несмотря на наличие репрессивной составляющей в лишении свободы, как и в любом другом виде уголовного наказания, должны быть приемлемыми и цивилизованными. А те, кто наказание отбыл, должны быть готовы к тому, чтобы вернуться к полноценной, нормальной жизни1.

Действительно, в процедуре исполнения лишения свободы остается сложной проблема оптимизации соотношения карательной и исправительной составляющих, что требует дальнейшего совершенствования механизма исправительного воздействия, усиления в нем мотивации правопослушного поведения осужденных и их личного интереса в результатах процедуры ресоциализации. Достичь этого возможно при поэтапном и комплексном реформировании законодательной и организационной основы исполнения наказания в виде лишения свободы в целом и при применении отдельных его институтов, в частности, изменения условий отбывания лишения свободы, который является важным элементом прогрессивной системы. Для решения этой проблемы требуется преодолеть недостаточную взаимосвязь и обусловленность различных институтов в нормативном регулировании исправительного процесса, а точнее — ресоциализации осужденных.

1 См.: Медведев Д.А. Из выступления на заседании Президиума Государственного совета «О состоянии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» (г. Вологда, 11 февраля 2009 г.) [Электронный ресурс] // Загл. с экрана.

В частности, законодательное выражение прогрессивной системы страдает неполнотой именно по причине недостаточной нормативной проработки ее важнейших составных элементов (институтов), а также определенной их эклектичности, что в практической деятельности значительно снижает эффективность исполнения наказаний. С целью совершенствования прогрессивной системы исполнения лишения свободы важно нормативно обозначить весь механизм ее действия, а комплексный институт изменения условий содержания должен играть в ней ключевую роль. В настоящее время его значимость несколько занижена из-за отсутствия четкой системы и последовательности в применении стимулов. Речь идет, в частности, о «социальных лифтах», которые «будут работать эффективно, только если спецконтингент увидит их работоспособность, справедливость и действенность»1.

Сложная криминогенная ситуация в стране ставит перед уголовно-исполнительной системой новые задачи.

Это касается содержания и процедуры ресоциализации осужденного — повышения внимания и уважения к правам личности и недопустимости формализма.

Также важным направлением этой работы является блокирование и сдерживание активного противодействия мерам ресоциализационного характера в исправительных учреждениях со стороны отрицательной и криминально ориентированной части осужденных.

В механизме ресоциализации правовое положение осужденных к лишению свободы должно быть таковым, чтобы в принципе отвечало общепринятым международным стандартам в сфере прав человека, а исправительное принуждение должно осуществляться с учетом современных реалий — значительной концентрации в исправительных учреждениях наиболее сложного в криминальном, нравственном, физическом, психическом отношении контингента. Именно на эту сложную категорию лиц и должно быть оказано действенное ис-

См.: Коновалов А.В. Выступление министра юстиции Российской Федерации на научно-практической конференции по вопросам реформирования уголовно-исполнительной системы (г. Москва, 10 сентября 2009 г.) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2009. — № 10. — С. 13.

правительное и предупредительное воздействие, конечная цель которого — не допустить совершение новых преступлений.

Комплекс норм, регулирующих изменение условий отбывания лишения свободы и вида исправительного учреждения, представляет собой достаточно гибкий механизм, в котором получают реализацию принципы уголовно-исполнительного законодательства, основные средства исправления, а также методы воздействия на осужденных с учетом их поведенческой ориентации.

Развитие института изменения условий отбывания лишения свободы в теории отечественного уголовно-исполнительного права было разным, но внимание к нему постоянно возрастало. Вместе с тем, более-менее четкое нормативно-правовое выражение как самостоятельный институт он получил только в действующем Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

Тринадцатилетний период его применения показал, что в целом механизм различных условий отбывания наказания в пределах одного исправительного учреждения позволяет дифференцировать осужденных на категории в зависимости от их исправительной ориентации и поведения.

Кроме того, изменение вида исправительного учреждения позволяет индивидуализировать ресоциализационные процессы.

Сравнительно широкое применение получает перевод осужденных из исправительных колоний общего и строго режимов в колонии-поселения и, соответственно, в обратном направлении. Так, за 2006 г.

, по данным ФСИН России, из колоний общего и строгого режимов в колонии-поселения были переведены 13 845 осужденных1, в 2007 г. — 14 1382, в 2008 г. — 14 5633.

В то же время, статистика переводов осужденных в тюрьмы в связи с признанием их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания указывает на со-

Источник: http://www.dslib.net/kriminal-pravo/izmenenie-uslovij-otbyvanija-lishenija-svobody-v-mehanizme-resocializacii-osuzhdennyh.html

53. Изменение условий содержания осужденных во время отбывания

Изменение условий содержания осужденных
Отбывание осужденными наказания основывается на двух важ­нейших требованиях режима: содержание осужденных в течение все­го срока наказания в одном исправительном учреждении (ст. 81) и из­менение условий их содержания во время отбывания наказания (ст. 78, ч. 1 ст. 82).

Сущность института изменений условий содержания осужденных состоит в изменении их правового статуса, в частности объема прав, как в сторону ослабления правоограничений, так и в сторону усиле­ния последних. Изменение условий содержания осужденных реали­зуется в двух формах: в пределах одного вида исправительного уч­реждения (ст.

87, 120, 124, 127, 130 и 132 УИК); путем перевода из одного исправительного учреждения в другое (ст. 78 УИК).

Под изменением условий содержания в пределах одного исправи­тельного учреждения понимается одновременное увеличение или со­кращение предусмотренных законом льгот, связанных с переводом на улучшенные или более строгие условия содержания в колониях об­щего, строгого и особого режимов, в тюрьмах на общем и строгом ре­жиме, в воспитательных колониях. С этой целью УИК в исправитель­ных колониях предусмотрена трехступенчатая система отбывания наказания (обычные, облегченные и строгие условия содержания — ч. 1 ст. 87), а в воспитательных колониях — четырехступенчатая (обыч­ные, облегченные, льготные и строгие условия содержания — ч. 1 ст. 132), в тюрьмах — общий и строгий виды режима. В колониях все вновь поступившие осужденные содержатся на обычных условиях. В зависимости от поведения и отношения к труду они могут быть пе­реведены на облегченные или строгие условия содержания по реше­нию комиссии исправительного учреждения.

В зависимости от поведения осужденных возможно их перемеще­ние с обычных на облегченные условия, где им предоставляется пра­во дополнительно расходовать средства на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получать посылки, пере­дачи и бандероли, а также краткосрочные и длительные свидания; или на строгие условия, где, напротив, сокращается объем перечис­ленных прав осужденных с одновременным содержанием их в запи­раемых помещениях.

Изменение условий содержания в зависимости от поведения и от­ношения к труду осужденных может осуществляться путем измене­ния вида исправительного учреждения с более льготными или более строгими условиями содержания (ч. 1 ст. 78).

Положительно характеризующиеся осужденные могут быть пере­ведены для дальнейшего отбывания наказания:

а) из тюрьмы в исправительную колонию — по отбытии осужден­ными не менее половины срока тюремного заключения, назначенного приговором суда;

б) из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима — по отбытии в исправительной колонии особого режима не менее половины срока.

в) из исправительных колоний общего режима в колонию-поселе­ние — по отбытии осужденными, находящимися в облегченных усло­виях содержания, не менее одной четверти срока наказания;

г) из исправительных колоний строгого режима в колонию-поселе­ние — по отбытии осужденными не менее одной трети срока наказа­ния; осужденными, ранее условно-досрочно освобождавшимися от отбывания лишения свободы и совершившими новые преступления в период оставшейся неотбытой части наказания, — по отбытии не ме­нее половины срока наказания, а осужденными за совершение особо тяжких преступлений — по отбытии не менее двух третей срока нака­зания.

Не подлежат переводу в колонию-поселение следующие катего­рии осужденных:

а) совершившие преступления при особо опасном рецидиве;

б) приговоренные к пожизненному лишению свободы, в случае за­мены этого наказания в порядке помилования лишением свободы на определенный срок;

в) смертная казнь которым заменена наказанием в виде лишения свободы в порядке помилования;

г) не прошедшие курса обязательного лечения, а также требующие специального лечения в медицинских учреждениях закрытого типа;

д) не давшие письменного согласия на перевод в колонию-поселе- ние.

Осужденные, являющиеся злостными нарушителями установлен­ного порядка отбывания наказания (ст. 116), переводятся в исправи­тельные учреждения с более строгими условиями содержания:

а) из колонии-поселения в колонию, вид которой был ранее опре­делен судом (общий или строгий режим);

б) из колонии-поселения, в которую они были направлены по при­говору суда, в колонию общего режима;

в) из колонии общего и строгого режимов в тюрьму на срок не свы­ше трех лет.

Осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат.

Источник: https://all-sci.net/ispolnitelnoe-pravo-ugolovno/izmenenie-usloviy-soderjaniya-osujdennyih-156698.html

Госдума утвердила пакет законопроектов об ужесточении условий содержания осужденных по

Изменение условий содержания осужденных
Госдума приняла в третьем чтении поправки, позволяющие отправлять часть осужденных за преступления террористической направленности в тюрьмы вместо колоний, а также произвольно переводить в другие регионы заключенных, заподозренных в пропаганде терроризма среди сокамерников.

19 декабря 2018 года Госдума приняла в третьем чтении пакет из трех законопроектов об ужесточении условий отбывания наказания для осужденных по ряду статей УК (прежде всего, террористической направленности), а также для тех, кто оказывает деструктивное воздействие на сокамерников.

Идею подобных изменений подал в октябре 2018 года президент России Владимир Путин, пакет законопроектов был внесен в Думу группой депутатов в ноябре, принят в первом чтении 12 декабря, а во втором – накануне.

Первый законопроект, вносящий изменения в УК, предусматривает, что мужчинам, которых судят по ст. 205.2 (публичные призывы к терроризму), ч. 2 ст. 205.4 (участие в террористическом сообществе), ч. 1 ст. 206 (захват заложника), ч. 1 ст. 211 (угон судна), ст.

220, 221 (незаконное обращение с ядерными материалами, хищение ядерных материалов) и 360 УК (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой), суд сможет назначать отбывание части срока наказания не в исправительной колонии, а в тюрьме.

В настоящее время такая возможность у судов есть только применительно к тем, кого приговаривают за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений.

Согласно поправкам, мужчинам, осужденным по ст. 205 (теракт), 205.1 (содействие терроризму), 205.3 (прохождение обучения в целях террористической деятельности), ч. 1 ст. 205.4 (организация террористического сообщества), ст. 205.5 (организация террористической организации или участие в ней), чч. 2–4 ст.

206 (захват заложника с отягчающими обстоятельствами), ст. 208 (организация НВФ и участие в нем), чч. 2–4 ст. 211 (угон судна с отягчающими обстоятельствами), ст. 277–279 (посягательство на жизнь государственного деятеля, насильственный захват власти, вооруженный мятеж), ст. 281 (диверсия), ст.

317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа), ст. 361 (акт международного терроризма), суды будут обязаны назначать часть отбывания наказания именно в тюрьме.

Согласно принятым во втором чтении поправкам, этот срок должен составлять не менее года после зачета срока, проведенного в СИЗО.

Второй законопроект, изменяющий Уголовно-исполнительный кодекс (УИК), предусматривает, что даже положительно характеризующиеся осужденные по этим статьям не могут быть досрочно переведены из тюрьмы в исправительные колонии. Кроме того, по мысли авторов законопроекта, на них не должно распространяться положение кодекса о том, что срок нахождения на строгом режиме исчисляется со дня заключения под стражу.

Помимо этого, к перечню статей, по которым срок содержания под стражей засчитывается в срок наказания по формуле «один день за один день», предлагается добавить ст. 208 и 209 (бандитизм). В настоящее время женщины, которым выносят приговор по этим статьям, попадают в колонии общего режима и, следовательно, им пересчитывают срок по формуле «день за полтора».

Третий законопроект, также вносящий поправки в УИК, предусматривает расширение категорий осужденных, для которых ФСИН может выбирать место отбывания наказания произвольно, без географической привязки.

Согласно принятому во втором чтении тексту законопроекта, предлагается распространить это право ведомства на осужденных за любые преступления, если «имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных«. Заключенных, занимающихся подобной деятельностью уже в исправительных учреждениях, депутаты предлагают переводить в другие места отбывания наказания по решению ФСИН.

При этом из перечня статей, приговор по которым позволяет ФСИН выбирать место отбывания наказания без ограничений и переводить заключенных из учреждения в учреждение, депутаты предлагают изъять ч. 2 ст. 282.1 и ч. 2 ст. 282.2 (участие в экстремистском сообществе либо в экстремистской организации).

Источник: https://www.sova-center.ru/misuse/news/lawmaking/2018/12/d40432/

Понятие права
Добавить комментарий