Конституционное право на судебную защиту

Судебная защита конституционного права граждан на социальное обеспечение российской федерации

Конституционное право на судебную защиту

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова Е.А. Судебная защита конституционного права граждан на социальное обеспечение Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24519 (дата обращения: 26.03.2019).

Конституция Российской Федерации [1], как основополагающий системный нормативный правовой акт, признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту – обязанностью государства.

Одной из основ конституционного строя является принцип социального государства, нашедший воплощение в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ.

Указанный принцип провозглашает политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из основных прав, гарантируемых социальным государством, является право на социальное обеспечение.

Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия определяются законом.

Указанное конституционное право имеет фундаментальную правовую природу, является неотчуждаемым и принадлежащим каждому человеку от рождения.

Закрепление конституционного права на социальное обеспечение обязывает государственную власть осуществлять государственную социальную политику, направленную на обеспечение конституционных прав человека, на удовлетворение его потребностей и обеспечение социальной безопасности человека.

Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Одной из основных гарантий надлежащей реализации права на социальное обеспечение является возможность защиты своего права.

Так, Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке – в соответствии с ч.1 ст.

46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты [2, с.

5]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Однако наиболее распространенной используемой в нашем государстве формой защиты права на социальное обеспечение следует признать судебную защиту права.

Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, находят свое разрешение как в судах общей юрисдикции, так и в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, а также высшим органом конституционного контроля – Конституционным Судом РФ [3].

Сегодня практика Конституционного Суда РФ показывает большое количество дел, касающихся применения конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека в России.

Об этом свидетельствуют ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его решениями, а также правовые позиции Суда, сформулированные в отношении правовых норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права человека.

Содействие Конституционного Суда РФ реализации социальной политики государства обусловлено главным образом необходимостью исправления дефектов действующего социального законодательства и, тем самым, обеспечения конституционной защиты основных социальных прав и свобод человека и гражданина.

В решениях Конституционного Суда находят разрешения многие вопросы судебной практики и практики защиты права на социальное обеспечение вообще – причем важен не только сделанный судом окончательный вывод, а обоснование такого вывода, поскольку в процессе обоснования Суд делает обобщения, оказывающие влияние как на разрешение других дел (в своем роде судебный прецедент), и на развитие социального законодательства [4, с.45]. Решения Конституционного Суда РФ не только способствуют устранению противоречий в правовой системе государства, последовательному развитию социального законодательства, но также устанавливают ориентиры для реформирования социального законодательства.

Немаловажную роль в судебной защите социальных прав играют конституционные (уставные) суды субъектов РФ в тех регионах, где их формирование предусмотрено законодательством.

Суды субъектов РФ в результате анализа правового регулирования, связанного с обеспечением социальной защиты граждан в субъектах РФ, разрешают дела о проверке соответствия отдельных законов субъектов РФ Конституции РФ, формулируют правовые позиции, которые имеют существенное значение для проведения единой социальной политики на территории субъекта РФ и соблюдения конституционных принципов равенства и справедливости.

Наиболее часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права.

Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров.

При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению [5, с. 4].

Преимущественно заявления прокуроров в суды касаются защиты трудовых прав граждан о взыскании заработной платы; прав несовершеннолетних; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; нарушений пенсионных и иных социальных прав; а также оспаривания нормативных правовых актов, нарушающих социальные права граждан [6, с.68]. Увеличение количества обращений прокуроров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, стало следствием социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан.

Типичными нарушениями действующего законодательства являются такие основания для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как: несвоевременная выплата заработной платы; несоблюдение работодателями сроков расчета при увольнении работников; невыплата выходного пособия при ликвидации предприятий либо сокращении штатной численности работников; непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; невыплата стипендий учащимся.

Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав [7, с. 131].

Это определяется тем, что такой подход требует учитывать не только сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека, но и те конституционные принципы, в рамках которых действует государство, решая вопрос о провозглашении и реализации соответствующих прав.

Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ как на законотворческую, так и на правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина.

Вместе с тем усиление внимания судов общей юрисдикции к обусловленности основных социальных прав положениями Конституции РФ повышает качество и эффективность проводимой судебной защиты. Именно поэтому целесообразно расширять практику прямого использования норм Конституции РФ в рассмотрении и разрешении дел при проведении судебной защиты основных социальных прав.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 7 указывает на различного рода гарантии, предоставляемые гражданам, обобщая их все единым понятием «социальная защита».

Одним из направлений, одновременно являющимся и механизмом социальной защиты, и правом на судебную защиту права на социальное обеспечение является формирование и развитие в нашем государстве института квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной юридической помощи.

Развитие указанного института связывается с принятием и вступлением в силу Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [8], который заложил фундамент для формирования негосударственной системы оказания адвокатами бесплатной помощи через негосударственные центры, учреждаемые адвокатскими палатами и адвокатскими образованиями.

Развитие бесплатной юридической помощи в России показывает рост количества видов бесплатной помощи малоимущим гражданам, а также количества субъектов, которым она оказывается – помимо сферы социального обеспечения она оказывается и в сфере здравоохранения, по сделкам с недвижимым имуществом, по защите жилищных, трудовых и семейных прав, по защите прав потребителей.

Государственные органы субъектов РФ вправе расширять круг лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и перечень оснований ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения бесплатной юридической помощи еще раз подчеркивает социальную направленность государства, и поддержание гарантий права на социальное обеспечение.

Данное направление развития государственной системы по расширению круга граждан, имеющих право на бесплатную юридическую помощь видится не только перспективным, но и необходимым в целях осуществления государством функций социального государства.

Таким образом, создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней устойчивости невозможно без сбалансированной политико-правовой системы, проведения конструктивной, основанной на праве социальной политики, содержательное наполнение которой обеспечивается, в частности, конституционным правом на социальное обеспечение, и именно поэтому так важно наличие надежного и эффективного механизма его реализации.

Социальная защита, право на социальное обеспечение являются основными элементами основы конституционного строя, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство. Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека.

Библиографический список

Источник: http://human.snauka.ru/2017/11/24519

Конституционное право человека на судебную защиту: понятие и проблемы реализации

Конституционное право на судебную защиту

Оглавление

Введение 3 Глава 1 Право на судебную защиту, как конституционное право 5 1.1 Субъект 5 1.2 6 1.3 Ограничения 15 Глава 2 Особенности реализации конституционного права на судебную защиту в Российской Федерации 18 2.1 Гарантии и условия реализации 18 2.2 Судебная практика по защите прав человека 24 Заключение 39 Список использованных источников литературы 41

Введение

Важнейшим условием реализации прав и свобод, а также выполнения юридических обязанностей является гражданство — состояние устойчивой правовой связи индивида с государством, выражающейся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагают наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей.

Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально-экономических прав и свобод.

Один из аспектов реализации права на судебную защиту связан с возможностью ограничения этого права со стороны государства. Для Российской Федерации речь идет о ч. 3 ст.

55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» и ч. 1 ст.

56: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» На основании этого можно говорить об актуальности рассматриваемой темы — конституционное право человека на судебную защиту. Цель курсовой работы – изучение конституционного права человека на судебную защиту. Исходя из цели, при написании были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть право на судебную защиту, как конституционного права. 2. Проанализировать особенности реализации конституционного права на судебную защиту в Российской Федерации. Предметом исследования является само конституционное право человека на судебную защиту. Объект – право человека на судебную защиту. Методологической основой является диалектический метод как всеобщий метод научного познания. Из специальных методов ходе исследования использовались исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный метод. Нормативной базой исследования явились положения Конституции РФ, уголовное законодательство, Федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Постановления Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется возможностью использования приведенных выводов по совершенствованию законодательства в данной сфере, а также в научной деятельности по дальнейшему развитию прав человека на судебную защиту. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые подразделяются на 5 параграфов, заключения и списка использованных источников литературы.

Заключение

Подводя итоги сказанному можно сделать следующие выводы.

Раскрывая содержание конституционного права на судебную защиту, следует отметить, что для реализации указанного права необходимо, во-первых, наличие субъекта, наделенного правом обращения в суд за защитой, во-вторых, должны проявиться причины, в силу которых субъект обращается в суд за защитой, в-третьих, субъект, права которого нарушены, должен, в соответствии с существующей процедурой, доказать факт нарушения принадлежащих ему прав и свобод, и, в четвертых, судебные органы в соответствии с определенными законом полномочиями, установив факт нарушения, должны принять соответствующее решение по восстановлению нарушенных прав и свобод субъекта правоотношений. Несмотря на кажущуюся, на первый взгляд, сложность процедуры защиты прав и свобод, нельзя не отметить ее доступность, которая гарантируется заложенными как в статье 46, так и в других положениях Конституции РФ принципами судебной защиты и судопроизводства в целом. Из содержания положений ст. 46 Конституции РФ в частности, усматривается, что судебная защита прав и свобод гарантируется каждому. Это означает отсутствие каких-либо ограничений круга лиц, претендующих на такую защиту. Таким образом, вышеприведенные конституционно-правовые позиции Конституционного Суда РФ не только формулируют принцип как требование, которому должно удовлетворять «справедливое судебное разбирательство»,- безошибочное судебное решение, но и, раскрывая конституционное содержание права на судебную защиту, указывают, что отсутствие возможности пересмотреть ошибочный судебный акт не согласуется с требованием эффективного восстановления в правах посредством правосудия и не отвечает требованиям справедливости, ограничивая право на судебную защиту. Таким образом, данное конституционное право следует рассматривать в качестве права человека (личности); оснований для того, чтобы рассматри¬вать его как право гражданина не имеется, поскольку именно человек являет¬ся носителем исследуемого права. Также одним из наиболее проблемных моментов является отнесение конституционного права человека и гражданина к абсолютному или относи¬тельному. Если под абсолютными правами понимать личные неотчуждаемые права личности, а под относительными — отчуждаемые (обязательствен¬ные), то с этой точки зрения право человека на судебную защиту, безуслов¬но, относится к абсолютным правам.

Список литературы

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/92646

Особенности конституционного регулирования права человека и гражданина на судебную защиту в россии

Конституционное право на судебную защиту

Ставрополь

08 декабря 2015г.

   Соблюдение конституционных прав личности в современной России — приоритетная задача органов власти. Невозможно представить правовое государство, неспособное обеспечить защиту прав и свобод человека и гражданина. В этой связи создается особое правовое регулирование правоотношений, обеспечивающее равнозначность прав всего населения России.

   В общем виде формы защиты прав определены гражданским законодательством, в частности гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно положениям статьи 11 ГК РФ можно выделить две формы: судебную и административную.

Анализ указанной статьи показал, что законодатель предусмотрев множественность форм защиты нарушенных прав, выделил судебную  форму защиты в качестве  основной, поскольку обжалование административного порядка осуществляется посредством судопроизводства.

   Право каждого на судебную защиту его прав и свобод закреплено в статье 46 Конституции Российской Федерации и является одним из общих конституционных прав, касающихся не только граждан, но и любых лиц, находящихся на территории России. Кроме формального указания на конкретное право, в данной статье разработаны два основополагающих института реализации судебной защиты прав.

   Первый институт — возможность обжалования действий органов местного самоуправления и органов государственной власти, а также их должностных лиц в судебные инстанции.

Это значит, что судебная защита нарушенных прав личности гарантируется не только при «несрабатывании» административной формы защиты в споре между третьими лицами, но и в ситуации, когда орган власти либо должностное лицо выступает стороной конфликта.

   Второй институт — это закрепленное в части 3 статьи 46 Конституции РФ право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при условии, что последним использованы все методы и средства правовой защиты.

Таким образом, на территории России презюмируется признание решений международных судов по конкретным делам.

Однако, возможность обращения в межгосударственные судебные органы, как правило, возникает у лиц, чьи права и свободы нарушены государственными органами.

   Таким образом, в Конституции России было закреплено право каждого на судебную защиту своих прав, в том числе от посягательств самого государства.

   Очень емкое определение правовой сущности конституционного права на судебную защиту дает В.Л.

Варламова, которая указывает, что «конституционное право личности на судебную защиту — это не подлежащее ограничению гарантированное международно-правовыми документами и внутринациональным основным законом государства субъективное право личности на инициирование лично, либо через своего полномочного представителя справедливого разрешения судебными органами спора об эффективном восстановлении и судебной защите нарушенных, ограниченных, оспоренных конституционных прав, посредством передачи спора в суд государства согласно правилам подведомственности и подсудности, либо обращение в межгосударственные органы защиты прав и свобод человека и гражданина, с последующим обеспечением государством восстановления нарушенных, ограниченных, оспоренных конституционных прав посредством обязательности и неотвратимости исполнения, недопущения уклонения от исполнения вступившего в законную силу судебного акта» [1, с. 370]

  Такое широкое определение, осложненное множеством признаков судебного производства, считаем необходимым добавить указанием на способы осуществления судебной защиты прав и свобод, предусмотренных в статье 118 Конституции РФ. Так, в контексте сущности судебной власти данная статья предусматривает, что государством гарантируется судебная защита прав посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

  Однако, наличие разных видов судопроизводства определяет основные проблемы в реализации права на судебную защиту.

   Согласно части 1 статьи 47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

   При этом, несмотря на наличие в процессуальном законодательстве норм, определяющих подсудность того или иного суда, в законе отсутствует система критериев, позволяющих определить подсудность, что затрудняет разрешение споров при конфликте двух судов по предмету подсудности дела.

    Уместным представляется указание А.Н. Ведерникова на позицию Конституционного Суда РФ: «На это обратил внимание Конституционный Суд РФ еще в своем Постановлении № 9-П от 16.03.1998 г.

, где он высказался о необходимости закрепления в законе критериев, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяли бы, в каком суде подлежит рассмотрению то или иное гражданское или уголовное дело.

Но при этом не должны нарушаться «закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия и затрагиваться (искажаться) само существо права на судебную защиту» [2, с.80].

   Принятие специальных процессуальных кодексов существенно упростило определение подсудности дел, однако положения  законодательства  о недопустимости споров  между судами в отношении подсудности на практике привело к тому, что при ошибке первоначально получившего обращения суда и направление его по подсудности в другой суд, у последнего фактически отсутствует возможность вернуть его обратно, а следовательно, в последующем возникает потенциальная возможность для отмены решения суда «в связи с неподсудностью рассмотренного спора».

   Непосредственная реализация конституционных прав, в том числе и права на судебную защиту, неразрывно связана с установлением ограничений таких прав. Возможно, это предопределяется установлением в правовой системе России системы «сдержек и противовесов» и направлено на защиту государственных и общественных интересов, а также на обеспечение принципа недопустимости злоупотребления правами.

   Так, в части 3 статьи 55 Конституции РФ предусмотрено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

   Кроме того, согласно части 1 статьи 56 Конституции РФ, в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

   Однако, в юридической литературе существует мнение, что право на судебную защиту не может быть объектом ограничения федерального закона, в том числе и при чрезвычайных ситуациях. Такой подход был поддержан и Конституционным Судом РФ в Постановлении № 9-П от 28.05.1999.

    М.К. Омаркадиева отмечает, что «в практике правосудия выработаны подходы к определению системы гарантий права на судебную защиту, которые позволяют реализовать его в полном объеме.

К числу таких гарантий относятся: доступность правосудия; требование рассмотрения дел законно установленным составом суда полно, всесторонне и объективно; соблюдение правил о подсудности; наличие института судебного представительства; обеспечение состязательности и равноправия сторон, в т. ч.

наделение сторон достаточными процессуальными правомочиями для защиты своих интересов при осуществлении всех процессуальных действий; предоставление государством возможности пересмотра дела вышестоящим судом в случае судебной ошибки; обеспеченность со стороны государства исполнения судебного решения» [3, с. 81].

   Таким образом, право на судебную защиту — особый вид конституционных прав, не подлежащий ограничениям федеральным законом, обеспеченный системой гарантий в целях его полной и объективной реализации в правовом пространстве России путем организации соответствующего судопроизводства в рамках системы национальных либо межгосударственных судов.

Список литературы

1.     Варламова В.Л. К проблеме определения сущности конституционного права личности на судебную защиту// Наука и современность. 2010. №6-2. С.367-371;

2.     Ведерников А.Н. О понятии и сущности конституционного права личности на судебную защиту// Вестник Томского государственного университета. 2011. №348. С. 80-81;

3.     Омаркадиева М.К. Конституционная регламентация права на судебную защиту// Вестник Дагестанского государственного университета. 2013. №2. С.79-81.

Источник: http://izron.ru/articles/problemy-i-perspektivy-razvitiya-sovremennoy-yurisprudentsii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezh/sektsiya-2-konstitutsionnoe-pravo-munitsipalnoe-pravo-spetsialnost-12-00-02/osobennosti-konstitutsionnogo-regulirovaniya-prava-cheloveka-i-grazhdanina-na-sudebnuyu-zashchitu-v-/

Конституционное право на судебную защиту: понятие и проблемы

Конституционное право на судебную защиту

Оглавление

Введение 3 Глава 1. Общие положения о конституционном праве на судебную защиту 5 §1. Понятие конституционного права на судебную защиту 5 §2. конституционного права на судебную защиту 13 Глава 2. Реализация конституционного права на судебную защиту 17 §1. Проблемы реализации 17 §2. Вопросы совершенствования действующего законодательства 21 Заключение 34 Список использованной литературы 37

Введение

Актуальность.

В современной науке конституционного права России конституционное право человека и гражданина на судебную защиту привлекает к себе повышенное внимание в силу его значительной распространенности в различных видах судопроизводства, важности защищаемых при его использовании прав, свобод и законных интересов, возможности каждого обратиться за защитой своих прав не только в национальные суды, но и в международные судебные органы по защите прав и свобод человека. Объект исследования: общественные отношения в сфере правового регулирования конституционного права на судебную защиту. Предмет исследования: нормы права, Конституции РФ, устанавливающие право на судебную защиту. Цель работы: изучить конституционное право на судебную защиту. Задачи работы: 1. Проанализировать понятие конституционного права на судебную защиту 2. Проанализировать содержание конституционного права на судебную защиту 3. Рассмотреть проблемы реализации конституционного права на судебную защиту 4. Рассмотреть вопросы совершенствования действующего законодательства. Многоаспектность и многогранность конституционного права на cудебную защиту является объектом исследования многих ученых в области как конституционного права (С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, О.Я. Беляевская и многие другие), так и процессуальных отраслей (В. Жуйков, Г.А. Жилин, Л.Ю. Грудцына, Н.М. Кострова и др.). Конституция Российской Федерации (ст. 2) провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это один из фундаментальных принципов функционирования всех институтов государственной власти России как демократического, правового и социального государства, означающий, что нет более высокого приоритета, чем признание, соблюдение и защита прав и свобод, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваемых правосудием. Эта обязанность государства, как справедливо отметил В.А. Кикоть, состоит в создании условий для реализации и механизма защиты прав и свобод[1]. По словам Лорда Томаса Бингхэма, «нет более важной и основополагающей задачи для реализации целей современной демократии или более основополагающей задачи для развития судебных функций, чем поиски способов защиты, в рамках закона, основных прав любого гражданина от посягательств других граждан или самого государства»[2]. Конституция Российской Федерации 1993 года выполнила эту задачу, закрепив право каждого человека на судебную защиту. В свете самой концепции Конституции, где защита прав и свобод человека и гражданина определяется в качестве основной задачи государства, защита данных прав в судебном порядке приобретает основополагающее значение. Методы исследования: анализ научной и учебной литературы.

Заключение

В результате исследования были решены следующие задачи: 1. Рассмотрено понятие конституционного права на судебную защиту. Провозглашенное ч.1 ст.

46 Конституции Российской Федерации конституционное право на судебную защиту а также право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч.

3), право каждого на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2) активно дискутируется в научных публикациях. Сущность конституционного права на судебную защиту раскрывается с разных точек зрения. этого конституционного понятия многоаспектно.

Право на судебную защиту является элементом правового статуса гражданина и организации. Право на судебную защиту является составной частью права на защиту и права на правовую защиту. Одни авторы рассматривают право на судебную защиту как субъективное материальное право, т. е.

как право на получение защиты, средством реализации которого является право на обращение за судебной защитой. Другие авторы право на судебную защиту полностью отождествляют с правом на обращение за судебной защитой 2. Рассмотрено содержание права на судебную защиту.

Компонентами права на судебную защиту являются: 1) нормативно-правовое оформление, регламентация международно- правовыми документами и внутринациональным основным законом государства субъективного права личности на судебную защиту; 2) инициирование лично либо через полномочного представителя справедливого разрешения 3) рассмотрение спора судом 4) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам постановленного по спору и вступившего в законную силу судебного акта; 5) обжалование постановленного по спору вступившего и не вступившего в законную силу судебного акта; 6) обеспечение государством эффективного восстановления нарушенных прав Таким образом, суд осуществляет более важную правозащитную функцию по восстановлению и принудительной защите нарушенных или оспариваемых прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим дальнейшее совершенствование механизма судебной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в значительной степени зависит от должной правовой регламентации в рассматриваемой сфере. 3. Рассмотрены проблемы реализации права на судебную защиту. Целью реализации личностью конституционного права на судебную защиту, является эффективное восстановление государством посредством правосудия нарушенных или оспоренных прав и свобод, устранение имеющего место нарушения закона в отношении конкретного человека, гражданина, юридического лица, иного лица, чье право нарушено, посредством инициирования тем, чье прав нарушено лично, либо через своего полномочного представителя, защиты своего субъективного права путем обращения в суд за справедливым разрешением спора, защиты прав и свобод, с последующей реализацией государством судебно-властных полномочий, направленных на восстановление нарушенного права, обеспечением реального исполнения вступившего в законную силу судебного акта. Проблемой является: ограничение права на судебную защиту реализация конституционного принципа независимости судебной власти перегруженность судей, особенно районного звена, что отрицательно влияет на качество правосудия ещё более глобальной является задача по правовому воспитанию и повышению уровня правовой культуры в обществе и государстве. Таким образом, право на судебную защиту выступает как правовая гарантия реализации и защиты всех конституционных прав и свобод личности. Провозглашенная в Конституции Российской Федерации гарантия судебной защиты прав и свобод зачастую остается декларацией. Представляется, что казуальное толкование положения ч. 1 ст. 46 Конституции, осуществляемое Конституционным Судом вкупе с выработанными в этой области стандартами Европейского Суда по правам человека, позволяет уйти от некой неопределенности этой нормы, конкретизировать ее содержание, что имеет значение для всех правоприменителей на территории нашего государства. 4. Рассмотрены вопросы совершенствования. Улучшению обеспечения права на судебную защиту послужит другая новация в процессуальном законодательстве, предусматривающая возможность обращения в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок. Необходимо правовое воспитание населения.

Список литературы

Источник: http://www.work5.ru/gotovye-raboty/92464

Право на судебную защиту

Конституционное право на судебную защиту

Статья 46 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1.

Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов — судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения.

Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса.

Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно.

При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3.

Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4.

Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст.

23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27).

В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5.

В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания — смертная казнь — может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого.

Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.

2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е.

решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт.

Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.

Источник: https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/Pravovoe-prosveshchenie/pravo-na-sudebnuyu-zashchitu.php

Понятие права
Добавить комментарий