Основания прекращения сервитута, установленного на земельный участок

Основания для отмены сервитута

Основания прекращения сервитута, установленного на земельный участок

В нашей статье пойдет речь о прекращении действия сервитута, как частного, так и публичного. Мы детально опишем основания для прекращения, а также процедуру отмены и судебные споры касающиеся сервитутов в Российской Федерации.

Сервитут — это действующее законное право на использование чужой земли в ограниченном договором порядке.

Сервитут всегда устанавливается по взаимной договоренности обоих сторон, он подлежит государственной регистрации и должен оформляться или отменяться в установленном законом порядке.

Традиционно сервитуты делят на частные или личные и публичные или предиальные, а также на срочные и постоянные.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Законодательство

Сфера сервитутов регулируется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ и другими нормативно-правовыми актами (например, федеральным законом).

В Земельном кодексе основания для прекращения действия сервитута описывает сорок восьмая статья.

В Гражданском кодексе об отмене сервитута речь идет в двести семьдесят шестой статье.

В РФ также действует федеральный закон номер 43-Ф3 (от 05.04.2013 года), который регулирует земельные вопросы, в том числе и область сервитутов, детальнее об отмене такого права на использование земли можно прочесть в двадцатой статье этого закона.

Основания для прекращения сервитута

Сервитут можно отменить в случае серьезных изменений связанных с участком земли.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Например, на участке земли, который обременен сервитутом, был обрушен берег или построена дорога.

Сервитут также может быть отменен в случае слияния пользователя сервитута и собственника земли в одно лицо (покупка участка, например). В судебном порядке сервитут может быть отменен, если правообладатель нарушает ранее установленные договоренности (не вносит плату за участок, или использует его в иных целях).

Срочные сервитуты автоматически отменяются после окончания срока действия договора.

  1. Согласно законодательству, частный сервитут может быть прекращен в случае, когда собственник участка земли заявляет о желании отменить сервитут, в связи с тем, что обстоятельства, при которых земля была обременена сервитутом, были исчерпаны или уже не актуальны. Также можно требовать отмены частного сервитута через суд в тех случаях, когда участок земли, обремененный сервитутом, нельзя использовать по ранее заявленным целям в связи с теми или иными причинами.
  2. Основания для прекращения действия публичного сервитута чаще всего сводятся к исчерпыванию общественных нужд на участок, которые и повлекли установление самого сервитута.

ЗК РФ не устанавливает обязательного проведения публичных слушаний в случае прекращения действия публичного сервитута. Не смотря на отсутствие такого уточнения в Кодексе, некоторые локальные нормативные акты предусматривают проведение такой обязательной процедуры, чаще всего это касается отмены действия постоянного сервитута.

Отмена сервитута

Сервитут прекращает свое официальное действие лишь с расторжением ранее оформленного договора в ЕГРП.

Чаще всего сервитут расторгается по взаимному согласию сторон. Если основания, по которым сервитут был установлен, исчерпаны, стороны могут расторгнуть сервитут в законном порядке и без лишних проблем. Для этого составляется акт об отмене сервитута, после чего происходит государственная регистрация отмены.

В некоторых ситуациях стороны заблаговременно беспокоятся о расторжении сервитута в дальнейшем, и прописывают в договоре обязательное условие – расторжение сервитута по соглашению сторон в случае отпада обстоятельств, из-за которых он заключался.

В такой ситуации обращаться в судебную инстанцию уже не обязательно, достаточно лишь официально зарегистрировать отмену.

В случае если расторжением сделки интересуется лишь одна из сторон, нужно обращаться в судебную инстанцию по месту расположения участка земли.

Стоит помнить, что суд одобрит ваш запрос лишь в том случае, если будут законные основания для расторжения сервитута между сторонами.

Поэтому до подачи иска в суд нужно заблаговременно обеспокоиться о сборе доказательств, которые подтвердят вашу позицию и станут основой иска.

Для подачи заявления в судебную инстанцию и дальнейшего разбирательства, нужно собрать необходимый пакет документов:

  • Оформление искового заявления в суд по месту положения участка.
  • Договор о сервитуте.
  • Выписка из ЕГРН, которая свидетельствует о регистрации сервитута.
  • Доказательства того, что обстоятельства оформления сервитута были исчерпаны (видео и фотоматериалы, а также показания свидетелей).
  • Документ, который подтверждает личность заявителя (паспорт).

Невозможность отмены действия сервитута

Отмена действия сервитута возможна не во всех случаях, чаще всего отменить сервитут нельзя в случае, если речь идет о публичном пользовании земельным участком.

Закон устанавливает, что сервитут нельзя отменить, если он нужен для прохода граждан по прибережной полосе, использования участка земли для ловли рыбы, охоты на животных или же забора водных ресурсов, также это касается и размещения коммуникационных линий, инфраструктуры и других объектов, которые имеют публичный интерес.

Спорные моменты и судебная практика в вопросах отмены сервитутов

Если расторгнуть сервитут по соглашению сторон не представляется возможным, одна из сторон имеет полное право обратиться в судебную инстанцию для дальнейшего продолжения тяжб.

Для принятия успешного решения по исковому делу нужно грамотно составить заявление, приложив к нему необходимый пакет документов и существенные доказательства, которые подтвердят законность отмены сервитута.

Например, между гражданином А. и Б. был установлен договор о сервитуте, так как на участке земли А. был источник воды, в котором нуждался гражданин Б. Со временем гражданин Б. вырыл колодезь у себя на участке и теперь использует его. Суд одобрит иск гражданина А., так как основания, при которых сервитут заключался, были исчерпаны.

Другой случай, частный предприниматель А. оформил сервитут с гражданином Б. для проезда к промышленному зданию по его участку. Суд отклонил иск предпринимателя А., который тот подал спустя год, из-за того, что основания для отмены сервитута отсутствуют и другого проезда к промышленному зданию не имеется.

Таким образом, для расторжения сервитута между сторонами должны иметься веские и законные основания, в противном случае судебная инстанция откажет в одобрении иска.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/osnovaniya-dlya-prekrashenija.html

Как снять сервитут с земельного участка — Юридический справочник

Основания прекращения сервитута, установленного на земельный участок

  • 1 Порядок прекращения сервитута земельного участка
  • 2 Что такое прекращение сервитута на земельный участок?
  • 3 Прекращение сервитута в 2018 году, основания и порядок прекращения, споры, связанные с установлением, исковое заявление на прекращение сервитута | Земельный эксперт
  • 4 Основания для прекращения сервитута. Скачать образец соглашения
  • 5 Обременение земельного участка (ограничения) в 2018 году — что это такое, как снять, сервитутом, виды ограничений
  • 6 Как снять обременение с участка? Основные способы снятия

Сервитут – это ограниченное действующим договором право на пользование имуществом, применяемое в земельных отношениях. Возможность установления сервитутов предусмотрена 274 статьёй ГК (Гражданский Кодекс) России и 23 статьёй ЗК (Земельный Кодекс) России.

В соответствии с этими законодательными актами сервитуты разделяются на два вида:

  • Частные, устанавливаемые между владельцем недвижимости и заинтересованным лицом на основании договора.
  • Публичные, устанавливаемые на основании закона или иного правового акта между владельцем участка и федеральными, региональными или муниципальными властями для обеспечения необходимости государства, регионального или местного самоуправления, а также в интересах граждан, проживающих на данной территории. Они устанавливаются на основании публичных слушаний и не предусматривают изъятия земельного участка у владельца.

Важно! Оба вида сервитута подлежат государственной регистрации, с обязательным внесением изменений в ЕГРН.

Когда устанавливается частный сервитут?

Чаще всего частные сервитуты устанавливаются между владельцами соседних участков. Они нужны для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд (проход) к недвижимости, находящейся на территории земельного участка или за его пределами, а также при необходимости проведения земельных работ для прокладки коммуникативных сетей (электричество, газ, водопровод и т. п.) на соседние участки.

Когда устанавливается публичный сервитут?

Публичные сервитуты могут быть установлены в следующих случаях:

  • Для размещения гравиметрических, нивелирных, геодезических пунктов и межевых знаков, а также для беспрепятственного проезда (прохода) к ним при проведении геодезических работ или межевании земли.
  • Для обеспечения проезда при необходимости забора воды в расположенном за участком водном объекте или для обустройства прохода для водопоя животных, а также при дренажных работах.
  • Для прокладки и ремонта коммуникативных, инженерных, электрических сетей.
  • Для проведения изыскательных или иных видах работ на данной территории.
  • Для обеспечения доступа охотникам и рыболовам. К примеру, в сезон охоты или во время нереста рыбы.
  • Для выпаса животных, сенокоса или иных сельхознужд на срок, предусмотренный местными традициями, обычаями или погодными условиями, в соответствии с 3 пунктом 23 статьи ЗК России.
  • Для обеспечения беспрепятственного доступа к водоёмам в прибрежных полосах.

Условия прекращения сервитута

Прекращение действия частного сервитута регулируется 276 статьёй ГК России. В соответствии с этим документом основанием для прекращения являются:

  1. Окончание обстоятельств, которые выступали основанием для установления сервитута.
  2. Отсутствие возможности для полноценного использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением из-за установления сервитута.

Помимо основных причин для прекращения сервитута, его действие заканчивается в следующих случаях:

  • По решению судебной инстанции. К примеру, при отсутствии платежей, предусмотренных договором.
  • По окончанию срока действия договора или законодательного акта, на основании которого был установлен сервитут, в случае если он был срочным.
  • При природных изменениях земельного участка. Например, в случае обрушения берегов, если сервитут был установлен для водопоя животных или беспрепятственного доступа к водоёму в прибрежной зоне.
  • Если правообладателем участка становится лицо, установившее сервитут.

Прекращение действие публичного сервитута регламентируется 48 статьёй ЗК России. Однако условия прекращения такие же, как и для частного сервитута.

Порядок прекращения

В случаях, когда сервитут заканчивается по договорённости сторон, то процедура прекращения соглашения состоит из следующих этапов:

  • Владелец земли посылает лицу, выступающему субъектом сервитута, письменное уведомление о прекращении действия сервитута.
  • Составляется и подписывается соглашение, обуславливающее окончание действия сервитута.
  • Подаются документы в Росреестр для регистрации и внесения изменений в ЕГРН в связи с прекращением сервитута.

При необходимости судебного вмешательства, к примеру, в случае отсутствия договорённости или при невозможности полноценного использования земли по её целевому назначению, владелец должен составить исковое заявление и подать его в суд, который в свою очередь вынесет соответствующее постановление.

Прекращение публичного сервитута происходит в одностороннем порядке. Для этого федеральные, региональные или муниципальные власти выносят соответствующее постановление, которое передаётся владельцу участка. Он, в свою очередь, подаёт документы в Росреестр для регистрации и внесения изменения в ЕГРН.

Пакет документов

Для регистрации прекращения сервитута в Росреестре потребуются следующие документы:

  • Паспорт владельца.
  • Правоустанавливающая и техническая документация на участок.
  • Договор сервитута.
  • Документы, которые выступают основанием для прекращения сервитута (соглашение, решение суда, постановление или иной законодательный акт), кроме срочных сервитутов, которые прекращаются ввиду окончания срока установленного в договоре.
  • Экспертное заключение о состоянии участка.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7(499 )350-8059.
  • Санкт-Петербург: +7(812)309-9401.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/ispolzovanie/servitut/poryadok-prekrashheniya.html

Что такое прекращение сервитута на земельный участок?

Прекращение сервитута земельного участка может быть произведено по требованию владельца земли, в связи с исчезновением оснований для его появления. Кроме этого, если в результате ограничений земельное имущество невозможно использовать по назначению, его собственник может обратить в суд с требованием его прекратить.

Что такое сервитут и его виды

Он представляет собой особую форму пользования недвижимостью, которая устанавливается с целью обеспечения нормализации условий жизни человека, владеющего площадями, место расположения которых значительно хуже смежных наделов. Ограничение действует на части площади для возможности пользования заинтересованным субъектом. Такие действия предусмотрены ст. 23 ЗК РФ. Ограничение может устанавливаться:

  1. По договоренности участников – когда обе стороны удовлетворены устанавливаемыми условиями пользования землей;
  2. По решению суда – определяется при обращении кого-либо из участников из-за возникших возражений по предлагаемым условиям;
  3. В определяемом нормативными актами порядке – необходимость использовать территорию муниципалитетом и другими госорганами и учреждениями.

Фактически это означает принятие хозяином участка ограничений в пользовании частью своего личного имущества в пользу иного землевладельца. Он может пойти на это добровольно при наличии следующих причин:

  • Другого субъекта вынуждают использовать его угодья внешние причины;
  • Ущерб от устанавливаемых ограничений незначителен для хозяина;
  • Владельцу в счет оплаты обязательств перечисляется определенная денежная сумма.

С подписанием договора или вручения соответствующего судебного постановления претендент является обладателем сервитута. При этом он получает возможность пользоваться частью чужого владения, какие-либо другие имущественные притязания рассматриваться не могут.

Сервитуты устанавливаются двух разновидностей:

  1. Частные. Ограничения применяются при заинтересованности смежных землевладельцев для нормального использования земельной недвижимости;
  2. Публичные. Устанавливаются государством с целью нормализации условий жизни населения муниципального образования.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно!

или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-350-97-04
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-309-87-91
  • Федеральный: +7-800-511-69-34

Законодательное регулирование

Основными законами, регламентирующими прекращение сервитутов, являются Гражданский и Земельный кодексы России. Они содержат исчерпывающие основания для проведения процедуры, правила отмены обременения, добровольный и судебный порядок снятия ограничений.

ГПК РФ регулируется процесс отмены сервитута, если он происходит через судебные разбирательства. Им устанавливается обязательность подачи иска и представление дополнительной документации в качестве доказательств, необходимых для полноценного разрешения конфликта.

Учитывая, что наложение обременений и их отмена должны регистрироваться в установленном законодательно порядке, такая процедура регламентирована ФЗ «О регистрации недвижимости».

Основания для отмены сервитута

Кроме снятия ограничений по причинам естественного характера, они могут отменяться и в связи с возникновением других условий. Такие правомочия возникают у владельца обремененного объекта при несоблюдении его имущественных прав. Это касается:

  • Порча плодородного слоя земли;
  • Разрушение окружающей природной среды;
  • Несоблюдение санитарных и экологических нормативов;
  • Осуществление неразрешенных работ;
  • Нарушение граничащих линий, переданного для использование земельного объекта;
  • Невнесение оплаты за обременение.

Источник: http://allelets48.ru/kak-snyat-servitut-s-zemelnogo-uchastka/

Прекращение сервитута в 2019 году, основания и порядок прекращения, споры, связанные с установлением, исковое заявление на прекращение сервитута | Земельный эксперт

Основания прекращения сервитута, установленного на земельный участок

В ст. 276 главы 17 Гражданского кодекса РФ указаны ситуации, при которых сервитут на земельный участок оканчивается.

Основания прекращения сервитута по общему правилу могут быть следующими:

  • Отпали обстоятельства, на основании которых сервитут устанавливался.
  • Невозможность эксплуатации земли по ее прямому (целевому) назначению после установки сервитута.

Процедура прекращения сервитута проходит обязательную регистрацию в Росреестре.

Как известно, публичный сервитут назначается при наличии оснований ст. 23 ЗК РФ для соблюдения интересов государства или муниципалитета без изъятия частного владения. Органы власти издают соответствующее распоряжение, и обременение оформляется без согласия собственника земли.

Данный вид сервитута рассматривается для организации перемещения через земельный участок, для прокладывания коммуникаций, межевания, с целью обеспечения прохода к прибрежной полосе и в других случаях. Если необходимость в данных мероприятиях пропала, то оканчивается и сервитут. Чаще всего это происходит по обоюдному согласию между участниками отношений.

В свою очередь, частный сервитут назначается по соглашению участников, и обычно это связано с организацией прохода на соседний участок, проведением водопровода или монтажом линии электропередач. В данном случае сервитут прекращается после того, как все необходимые работы выполнены или необходимость в проезде по соседнему массиву отпала.

Прекращение данных правоотношений производится в судебном порядке, если условия их назначения не соблюдаются или мешают организации необходимых действий. К примеру, прокладка водопровода на участке привела к излишнему увлажнению почвы и участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, больше не может быть использован по специальному назначению.

Законных положений о прекращении земельного сервитута в пользу лица, для которого он был назначен, не предусмотрено, однако, такие варианты все же существуют:

  • если этот гражданин сам принял решение об отказе от таких правоотношений;
  • по причине гибели предмета обременения, к примеру, территория была затоплена или погублена пожаром;
  • в результате отчуждения площади, обремененной сервитутом в отношении его носителя.

Порядок прекращения права сервитута на земельный участок

В зависимости от конкретной ситуации законодательством предусмотрены этапы прекращения действия сервитута. Если данное право заканчивается в связи с договоренностью между участниками правоотношений, то процедура состоит из следующих этапов:

  1. Собственник земли направляет субъекту сервитута требование о прекращении его действия.
  2. Подписывается совместное соглашение об окончании действия такого права.
  3. Данный документ подается в Росреестр, где и производится официальная регистрация завершения сервитута.

В том случае, если прекращение права осуществляется в судебном порядке, то на начальной стадии владелец участка имеет право обратиться в суд и подать заявление о расторжении сервитута по причине невозможности использования своего участка по целевому назначению. Посмотреть и скачать можно здесь: [Исковое заявление о расторжении сервитута]. На основании судебного решения уже и проводится регистрация в Росреестре.

Для проведения данной процедуры потребуется не менее месяца, поскольку именно это время необходимо для регистрации изменений.

Список документов

Для прекращения действия сервитута, могут потребоваться следующие бумаги:

  • личные документы собственника земельного участка;
  • технические документы на землю;
  • правоустанавливающие бумаги на участок;
  • договор о сервитуте;
  • документы, являющиеся основанием для прекращения сервитута: судебное решение, соглашение между участниками, постановление местного органа власти;
  • заключение экспертов о состоянии земли.

Все споры, связанные с прекращением сервитута, решаются исключительно в судебном порядке, поэтому дополнительно потребуется квитанция об уплате госпошлины.

Последствия прекращения сервитута на земельный участок

В результате оформления процедуры собственник земельного участка, который был обременен сервитутом, теряет право на получение платы за услугу, если таковая была установлена.

В свою очередь, лица, переставшие обладать правом ограниченного пользования, больше не могут использовать чужой земельный участок для удовлетворения своих потребностей.

Вернуть сервитут возможно, но лишь в ряде случаев. К примеру, это может произойти при повторном появлении оснований для его назначения или в случае возникновения новых причин.

Исключением являются ситуации, когда вопрос о прекращении решался в судебном порядке, и установка сервитута на участок привела к значительному ухудшению его состояния. Кроме того, повторный сервитут исключается, если он не дает возможности эксплуатировать землю по ее целевому назначению.

Пример по прекращению сервитута на земельный участок

Представитель администрации Новосибирской области в прошлом году организовал замену водопроводных труб на территории дачного поселка, о чем издал соответствующее постановление.

На основании документа в одностороннем порядке был установлен сервитут на все земельные участки, через которые данный водопровод прокладывался. Срок сервитута ограничивался тремя месяцами, которые требовались для исполнения необходимых работ.

Установленный период прошел, а все, что сделала компания, взявшая на себя выполнение тендера, так это выкопала ямы на землях граждан. Администрация области вынуждена была обратиться в судебные инстанции с претензией к действиям подрядчика и искать нового исполнителя.

Данные процедуры также заняли немало времени. В результате, жители дачного поселка собрали необходимые подписи и обратились в суд с иском, в рамках которого требовали обязать административный ресурс решить вопрос в ближайшее время.
По данному заявлению было вынесено положительное решение и через месяц водопровод был проложен, а сервитут прекращен.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Земельный сервитут устанавливается на различные участки с целью организации их использования без изъятия у собственника.
  2. Прекращение права ограниченного пользования чужим участком может быть выполнено в нескольких случаях, оговоренных в законодательстве РФ.
  3. Порядок окончания действия данного права зависит от того, каким образом процедура осуществляется: по согласию между участниками или в судебном порядке.
  4. В результате прекращения сервитута каждая из сторон лишается определенных преимуществ: владелец участка – платы за использование земли, а пользователь сервитута – правом эксплуатации части земельной зоны.
  5. Права на сервитут могут быть восстановлены, но это зависит от конкретной ситуации.

Список законов

  • Статья 276 ГК РФ
  • Статья 23 ЗК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Исковое заявление о расторжении сервитута

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по прекращению сервитута на земельный участок

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Леонид. Я имею в своем распоряжении земельный участок, который располагается рядом с рекой. Выше моего надела имеется другой участок.

Чтобы решить вопрос орошения, мы заключили с соседом договор о частном сервитуте, который давал ему право на создание с левой части моей территории оросительную систему для поливки своей площади.

Взамен я получал незначительную плату.

Через некоторое время я заметил, что земля на моем участке стала сырой и посадить что-либо теперь достаточно сложно. Более того, стали гнить посаженные там овощи. Я предложил соседу расторгнуть соглашение, однако, он не согласился, потому что для него сервитут был решением серьезной проблемы.

Подскажите, что мне делать в сложившейся ситуации и могу ли я расторгнуть соглашение о сервитуте в одностороннем порядке? Требуется ли регистрация?

Ответ: Уважаемый Леонид, в Вашей ситуации разрешить проблему можно только путем прекращения действия сервитута при помощи подачи искового заявления.

В судебной практике существует много похожих случаев, поэтому от Вас потребуется подготовить официальный иск и направить его в суд общей юрисдикции. Такое решение вопроса предусмотрено ст. 276 ГК РФ.

Если Вы докажите правомерность своей претензии путем предоставления официальных документов, заключений экспертов, фотографии, то судья пойдет навстречу и примет решение в Вашу пользу.

На основании судебного решения вы сможете обратиться в Росреестр и зарегистрировать прекращение сервитута. Данная процедура является обязательной.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/prava-na-zemlyu/prekrashhenie-prav-na-zemlyu/prekrashhenie-servituta-na-zemelnyj-uchastok/

Новости

Основания прекращения сервитута, установленного на земельный участок

В гражданском и земельном законодательстве существует такое понятие, как «сервитут». Однако далеко не все землепользователи знают, что обозначает этот термин. В чем смысл понятия сервитута в современном земельном праве и как он применяется в жизни, разъясняет Управление Росреестра по Пермскому краю.

Сервитут представляет собой право лица на ограниченное пользование чужими землями или чужими земельными участками. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 Земельного кодекса РФ.

Выделяют два вида сервитутов: публичный и частный. Публичный сервитут обеспечивает интересы государства, местного самоуправления или местного населения.

Например, попасть на общественный пляж можно только через ваш участок. В таком случае он может быть обременен правом прохода (проезда) к этому пляжу.

Этим публичный сервитут отличается от частных сервитутов, которые устанавливаются в интересах конкретных лиц.

Частный сервитут на земельный участок может быть установлен для обеспечения возможности передвижения и перемещения по территории чужого участка; для необходимости проведения работ по прокладке водопровода или системы канализации; для осуществления работ по проведению электросетей; для удовлетворения иных потребностей заинтересованного лица, когда нет возможности их обеспечить иным способом.

Частный сервитут можно установить по соглашению сторон или через суд, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Соглашение заключается в письменной форме.

Публичный сервитут может установить исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, если необходимо удовлетворить государственные (муниципальные) интересы или нужды местного населения. Публичный сервитут оформляется соответствующим решением органа власти. На основании указанного решения с гражданином, являющимся правообладателем земельного участка, заключается письменное соглашение.

Срок сервитута

Срок сервитута определяется соглашением сторон, а срок публичного сервитута — решением о его установлении.

Срок публичного сервитута зависит от целей его установления, так например, для размещения объектов электросетевого хозяйства сервитут может быть установлен на срок от 10 до 49 лет; для строительства, реконструкции или ремонта объектов транспортной инфраструктуры на срок осуществления реконструкции или ремонта; для проведения инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов на срок не более года.

Срок сервитута, установленного на основании судебного акта, определяется соответствующим судебным актом.

Плата за сервитут

По общему правилу правообладатель земельного участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых данный сервитут установлен. Плата за него может быть единовременной или периодической.

По общему правилу, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель также вправе требовать от установивших его органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату.

Регистрация сервитута

Сервитуты подлежат государственной регистрации в Росреестре в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных п. 4 ст. 39.25 Земельного кодекса.

Так, допускается по соглашению сторон установление сервитута в отношении части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без осуществления кадастрового учета соответствующей части земельного участка и без государственной регистрации обременения, возникающего в связи с установлением данного сервитута.

Публичный сервитут подлежит обязательной государственной регистрации в ЕГРН. При этом согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 29.11.

2017 № 49-КГ17-29, отсутствие государственной регистрации публичного сервитута не является препятствием для рассмотрения и разрешения судом административного иска о признании недействующим установившего данный сервитут нормативного правового акта.

С заявлением о государственной регистрации сервитута может обратиться лицо, приобретающее право ограниченного пользования чужим земельным участком.

К заявлению необходимо предоставить соглашение об установлении сервитута, вступившее в законную решение суда, а также документы, удостоверяющие личность и полномочия представителя, в случае обращения за регистрацией представителя правообладателя; др.

Кроме того, за государственную регистрацию взимается государственная пошлина, размер которой установлен пп. 31 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса РФ и составляет 1 500 рублей для физических лиц, 6000 рублей для юридических лиц.

За регистрацией публичного сервитута в регистрирующий орган с соответствующим заявлением должен обратиться орган государственной власти, орган местного самоуправления, принявший

акт об установлении публичного сервитута, в течение пяти рабочих дней со дня принятия указанного акта.

Публичный сервитут регистрируется как ограничение (обременение) права на земельный участок.

Прекращение сервитута

Частный сервитут прекращается с истечением срока, на который он был установлен. Кроме того, частный сервитут прекращается в следующих случаях:

-стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение;

-ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом;

-обремененный сервитутом земельный участок не может использоваться по целевому назначению. В данном случае прекращение сервитута осуществляется по решению суда.

Публичный сервитут прекращается, в частности, с истечением срока, на который он был установлен. Если отсутствуют общественные нужды, для которых был установлен публичный сервитут, он также может быть прекращен уполномоченным органом — посредством принятия акта об отмене сервитута; судом.

Публичный сервитут, установленный в отдельных целях, может быть прекращен по решению уполномоченного органа и по следующим основаниям:

— деятельность, для обеспечения которой установлен публичный сервитут, не осуществляется на протяжении двух и более лет; в установленный срок не внесена плата за публичный сервитут;

— не внесена плата за публичный сервитут, если плата за публичный сервитут вносится единовременным платежом; более двух раз подряд по истечении установленного соглашением об осуществлении публичного сервитута срока платежа, если плата за публичный сервитут вносится периодическими платежами;

— обладатель публичного сервитута отказался от него.

По общему правилу прекращение сервитута подлежит государственной регистрации.

В заключение. Сервитут в гражданском обороте не так распространен среди других вещных прав и стороны не всегда прибегают к такому способу выстраивания правоотношений в отношении объектов недвижимости. Однако, с каждым годом правовая культура и грамотность граждан растет и соответственно, там, где целесообразнее будет установить сервитут, стороны воспользуются этим правом.

Источник: http://kungurregion.ru/Novosti/Novosti/2019/06/10/212753/

Статья 23 Земельного кодекса. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Основания прекращения сервитута, установленного на земельный участок

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

2.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

4) проведения дренажных работ на земельном участке;

5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

8) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

10) утратил силу с 31 декабря 2013 года. — Федеральный закон от 28.12.2013 N 411-ФЗ.

4. Сервитут может быть срочным или постоянным.

4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

6. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

7. Абзац утратил силу с 1 апреля 2015 года. — Федеральный закон от 31.12.2014 N 499-ФЗ.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

10.

Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

1. Благодаря земельному сервитуту представляется возможным определить порядок и пределы использования чужого земельного участка.

Как правило, сервитут предоставляет возможность использовать часть земельного участка, при этом право владения на соответствующую часть участка сохраняется за собственником земельного участка.

Признание возможности и права использовать земельный участок соседям или просто неопределенному числу лиц (например, при пользовании прибрежной полосой) проистекает из здравого смысла и разумного использования любой территории.

Правовой опыт выработал два варианта установления сервитута: один — по согласованию сторон, когда владелец участка, на котором предполагается сервитут, может не согласиться на такой вид использования, и его воля имеет определенное значение. Тогда речь идет о частном сервитуте. Еще одна особенность этого сервитута — то, что его обладателем является определенный круг заинтересованных лиц.

Другой вариант — когда сервитут устанавливается на основании государственного акта или акта местного самоуправления. В этом случае владелец земельного участка обязан принять такое обременение в интересах сообщества. И, поскольку такой «принудительный» сервитут устанавливается именно в публичных интересах, он носит название сервитута публичного.

Право сервитута как разновидность вещного права лиц, не являющихся собственниками имущества, было установлено ст. 216 ГК РФ, а с введением в действие гл. 17 ГК РФ отношения сервитута регулировались статьями данной главы. Большая часть норм ГК РФ относится к регулированию сервитута частного.

Согласно ст.

274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). В этом заключается современное правовое содержание сервитута, установленное гражданским законодательством. Деления сервитута на частный и публичный ГК РФ не знает.

При этом сервитут может устанавливаться для нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута: обеспечения прохода, проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации и др.

Указанной статьей ГК РФ также подтверждается, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

Пункт 1 ст. 23 ЗК РФ не определяет условия установления частных сервитутов, так как соответствующие отношения регулируются гражданским законодательством. В соответствии со ст.

274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен (см. ст. 275 ГК РФ).

2.

Правовые основы регулирования публичного сервитута определены земельным законодательством. Юридическим основанием установления публичного сервитута является закон или иной нормативный правовой акт, указанный в п. 2 ст. 23 Кодекса. Следует обратить внимание на то, что такой сервитут устанавливается только нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт — это вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий определенные правовые последствия, создающий юридическое состояние и направленный на регулирование общественных отношений путем установления, изменения или отмены норм права. Публичный сервитут ни при каких обстоятельствах не может быть введен индивидуальным правовым актом, не содержащим норм права и принятым в связи с конкретным делом.

Основания установления публичного сервитута во многом совпадают с основаниями установления сервитута частного.

Различие заключается в том, что публичный сервитут устанавливается, как уже было сказано, в интересах Российской Федерации, субъекта РФ, интересах муниципальных образований или населения, проживающего на данной территории.

Целью установления публичного сервитута является удовлетворение публичного интереса — государства, местного самоуправления или местного населения.

Источник: https://zknrf.ru/Zemelnyy-kodeks/Glava-IV/Statya-23/

Понятие права
Добавить комментарий