Понятие административного правонарушения и его признаки

Понятия и признаки административных правонарушений и административной ответственности

Понятие административного правонарушения и его признаки

Отрицательное отношение к требованиям законов является источником правонарушений. Правонарушение — это безразличное отношение к законам, невыполнение их требований, полное отрицание законов как регуляторов общественных отношений, сообщает информационное агентство «Кокшетау Азия» со ссылкой на пресс-службу Бурабайского районного суда.

 Проблема отрицания авторитета закона сегодня стоит довольно остро. Поскольку Казахстан провозгласил себя государством, стремящимся построить правовое общество, фундаментом в котором будет как раз закон.

Достижения такой цели возможно только при условии всемерного уважения закона и беспрекословного исполнения его нормативных установок, что в свою очередь может стать возможным, только в силу планомерного воспитания участников общественных отношений.

Воспитание предполагает как убеждение, так и принуждение в случаях, когда субъект уклоняется от соблюдения норм права, совершая противоречащие закону неправомерные действия — правонарушения.

Сущность понятия административного правонарушения заключено в следующем: оно посягает на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления. Вредность для общества и опасность являются основным объективным признаком правонарушения, которое отграничивает его от правомерного поведения.

В нашей стране действуют различные юридически обязательные правила, имеющие своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности.

К ним, в частности, относятся правила дорожного движения, санитарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, правила, действующие в сфере охраны здоровья населения, окружающей среды, охраны памятников истории и культуры и т.д.

Существенной особенностью обязательных правил является то, что данные правила защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируется в качестве административного правонарушения, которое является основанием для административной ответственности. Итак,  исходя из выше сказанного и  в соответствии со ст.25 КРК об АП:

Административным правонарушением признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие физического лица или противоправное действие либо бездействие юридического лица, за которое настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность.

Признаки административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава. При наличии признаков административного правонарушения могут отсутствовать признаки его состава, что исключает привлечение к административной ответственности.

Определяющими признаками административного правонарушения являются следующие:

 1. Волевой и осознанный характер поведения в форме действие или бездействие. Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд).

 2. Антиобщественность посягает на интересы общества и государства, зафиксированных в правовых нормах. Административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства.

 3. Противоправность заключается в совершении деяния, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права (трудового, земельного, финансового и т. д.), охраняемые мерами административной ответственности. Административным правонарушением может быть признано только поведение, запрещенное законом.

 4. Виновность: деяние совершено лицом умышленно или по неосторожности, т.е. имеет место вина правонарушителя. Деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.

 5. Наказуемость: деяние признается административным правонарушением, если за его совершение предусмотрена ответственности нормами административного права. Общественно-опасное деяние, которое запрещено законом, признается административным правонарушением только в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность.

Виды административных правонарушений:

По составу

  • •Материальные – правонарушение,в результате которого наступают общественно-опасные последствия
  • •Формальные – преступления, в результате которых не наступают общественно-опасные последствия

 По родовому объекту (указаны в главах особенной части КоАП)

  • •Правонарушения, посягающие на права граждан;
  • •Правонарушения в области охраны собственности;
  • •Правонарушения в области охраны окружающей среды

и другие.

В зависимости от формы деяния

  • •Умышленные правонарушения
  • •Неосторожные правонарушения

Единственным основанием к привлечению к  административной ответственности является наличие состава административного правонарушения:

Под составом правонарушения принято понимать четырехединую целостность таких элементов как объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Таки образом, состав административного правонарушения — это совокупность закрепленных нормативно-правововыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административного воздействия.

 1. Объект административного правонарушения

Объект административного правонарушения — это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок.

 2. Объективная сторона административного правонарушения — это действие или бездействие, запрещенное нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение.

 3. Субъект административного правонарушения — это физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту окончания или пресечения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста или юридическое лицо.

 4. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение нарушителя к совершенному деянию и его последствиям.

Административная ответственность:

Под административной ответственностью следует понимать систему мер государственного принуждения, установленную законодательством за административный проступок.

Административная ответственность представляет собой систему административных взысканий, которые налагаются на виновное лицо специально уполномоченными органами и должностными лицами исполнительной и судебной власти.

ст. 41 КРК об АП. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

4) лишение специального права;

5) лишение разрешения либо приостановление его действия, а также исключение из реестра;

6) приостановление или запрещение деятельности;

7) принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

8) административный арест;

9) административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

Итак, мы закончили рассмотрение вопросов, связанных с понятием административного правонарушения и административной ответственности и пришли к следующим выводам:

Административные проступки, в отличие от преступлений не столь опасны для общества. Они могут посягать на различные стороны общественного правопорядка, в результате чего, каждый вид административных проступков имеет свои определенные черты и признаки.

Совершение лицом административного правонарушения является законным основанием для применения мер административной ответственности.         

Главный специалист 

Бурабайского районного суда

Калашникова Е.В.

Самые интересные новости в нашем Telegram-канале

Заметили ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://kokshetau.asia/pravo/32138-ponyatiya-i-priznaki-administrativnykh-pravonarushenij-i-administrativnoj-otvetstvennosti

Административное правонарушение: понятие, признаки, юридический состав

Понятие административного правонарушения и его признаки

В юридической науке правонарушения зависимо от степени вреда, который наносится лицу, социуму и стране, и особенностей отношений, которым они вредят, подразделяют на преступления и проступки. Проступки – это административные правонарушения, гражданские и дисциплинарные проступки. Традиционно самыми социально опасными из них считают административные правонарушения.

В правоведении правонарушение рассматривают как основание юридической ответственности. Значит, основание административной ответственности — нарушение правовой нормы либо административное правонарушение.

Из определения можно сделать вывод, что административному правонарушению, в основном присущи такие характерные черты: 

  • Определенное деяние физического или юрлица (выражающееся в действии или бездействии)

Административное правонарушение заключается в конкретном деянии, то есть противоправном поведении физического или юрлица. Это можно объяснить тем, что правонарушение может составить только акт поведения, который внешне выражен в определенной объективной форме.

Административное правонарушение в виде действия или бездействия является, прежде всего, нарушением запрета или невыполнением обязанности.

Правонарушение в виде действия заключается в нарушении запрета или активного неисполнения обязанностей. Нарушения норм права, которые выражаются в бездействии, проявляется в невыполнении законного требования или пассивном невыполнении обязанностей, то есть человек должен был осуществить определенные действия, которые предусмотрены нормой права, но не осуществил их.

Пример

Так, управление машиной с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12.2 КоАП РФ) — является действием, а неисполнение требований ПДД уступить дорогу транспортному средству, которое пользуется преимущественным правом проезда перекрестка (ст. 12.2 КоАП РФ) — бездействием.

Также административное правонарушение всегда является противоправным, то есть нарушает нормы существующего административного законодательства (к примеру, нормы II раздела («Особенной части») КоАП РФ или нормы законов субъектов федерации об административных правонарушениях). Если деяние не противоправно, то оно не может быть административным правонарушением и, значит, повлечь административную ответственность.

Административное правонарушение может быть осуществлено только виновно. Виновность как признак административного правонарушения заключается в том, что это деяние — результат свободного волеизъявления правонарушителя, его виновного поведения. Виной является психическое отношение правонарушителя к осуществленному деянию.

Административная наказуемость как признак административного правонарушения заключается в том, что за осуществление противоправного деяния установлена возможность применения и реально применяется административное наказание.

Каждому виду правонарушения соответствует определенный вид санкции. Административным правонарушением признается согласно закона не любое антиобщественное, противоправное деяние, а только то, за которое предусматривается мера административной ответственности.

Состав административного правонарушения

Составом административного правонарушения является совокупность закрепленных в нормативно-правовых актах признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность. Признаки состава административного правонарушения: 

Объект

Первую группу объектов административных правонарушений составляют общественные отношения, которые непосредственно урегулированы нормами различных отраслей права, в частности, земельного, финансового, экологического, трудового, гражданского и иных. Данные общественные отношения образуют только общий объект административного правонарушения.

Второй разновидностью объекта административного правонарушения выступает родовой объект. В качестве родового объекта действующее административное законодательство предусматривает административную ответственность за совершение конкретного посягательства в рамках какой  -либо конкретной главы КоАП РФ.

Примером родового объекта административного правонарушения может служить

  • правонарушения в сфере реализации прав граждан;
  • правонарушения в сфере охраны окружающей среды;
  • правонарушения в сфере предпринимательской деятельности ;
  • иные.

Видовые объекты есть третья разновидность объектов административных посягательств.

Видовые объекты стоит признавать в качестве специфичных групп общественных отношений, которые располагаются в рамках конкретной главы административного законодательства.

Например, глава 8 КоАП РФ предусматривает наступление административной ответственности за правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Именно с помощью видового объекта административного правонарушения возможно разграничить и детализировать общественные отношения между собой.

Непосредственный объект – это четвертая группа общественных отношений. Непосредственным объектом выступают общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, право пользования, владения и распоряжения каким-либо имуществом. Кроме того, в качестве непосредственного объекта выступают правила, запреты, требования, предписания.

Объективная сторона

Объективной стороной административного правонарушения является система установленных нормами права признаков, которые характеризуют внешнее проявление этого правонарушения.

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как акт внешнего поведения правонарушителей и включает, в частности, такие признаки состава административного правонарушения, как противоправное действие или бездействие и наступившие вредные последствия.

Пример

Нарушение водителем транспортного средства ПДД выражается в различных противоправных действиях: превышении установленной скорости движения, несоблюдении требований дорожных знаков, проезде на запрещающий сигнал светофора, пересечении сплошной линии разметки и других. Вредными последствиями данных действий могут быть: формирование опасности в дорожном движении, помехи иным участникам движения, аварийной ситуации, осуществлении ДТП.

Кроме противоправного деяния и причиненных вредных последствий 3-й составной частью объективной стороны правонарушения является и такой признак, как причинно-следственная связь между таким деянием и наступившими в итоге него вредными последствиями. 

Установить данную причинно-следственную связь — значит выявить обстоятельства возникновения вредных последствий, определить, наступили они в итоге противоправного деяния или по иным причинам, как это деяние повлияло на величину таких последствий и другое

Субъект

Субъектом административного правонарушения является лицо, которое совершило общественно опасное деяние и способно нести административную ответственность (обладает административной деликтоспособностью). Согласно действующего законодательства, субъектами административных правонарушений являются индивидуальные субъекты и юрлица.

Индивидуальными субъектами являются физлица, которые достигли 16-летнего возраста и обладают вменяемостью.

Вменяемостью является способность физлица, которое достигло 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (которые достигли 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (которые отражают особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, другие особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов являются должностные лица.

Субъективная сторона

Вина выступает в качестве главного признака субъективной стороны. Вина может выражаться в двух формах, в виде умысла и в виде неосторожности.

Умышленная форма вины подразделяется на две разновидности, а именно, прямой умысел и косвенный умысел. При совершении правонарушения с прямым умыслом лицо сознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит неизбежность или реальную возможность наступления общественно опасных последствий и желает их наступления. 

При косвенном умысле лицо, совершая правонарушение, осознает общественно опасный характер совершенного деяния, предвидит возможность (вероятность) наступления его общественно опасных последствий хотя и не желает, но сознательно допускает их наступление.

Второй формой вины в совершении административного правонарушения признается неосторожность, при которым лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественных последствий, но сознательно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможности наступления таких последствий.

Источник: https://zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativnoe-pravonarushenie/

Понятие, признаки и состав административного правонарушения. » Сайт студентов БарГУ — Барановичский Государственный Университет

Понятие административного правонарушения и его признаки

Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Виды административных правонарушений1. понятие и признаки административного правонарушения 2. состав административного правонарушения 3. обстоятельства, исключающие признаки деяния административного правонарушения 

4. виды административного правонарушения

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера1.Согласно ст.2.1 КоАП от 21.04.2003г. административным правонарушением признается противоправное виновное деяние, за которое установления административная ответственность.

Общие юридические признаки, присущие всем административным правонарушениям и отличающие административное правонарушение от правомерного, а также от иных правонарушений (преступление, дисциплинарные проступки и т.д.).К юридическим признакам административного правонарушения относятся:1) административное правонарушение – акт поведения, выражающегося в действии или бездействии.

Действие отличается активным поведением субъекта (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.). Бездействие характеризуется пассивностью субъекта (неявка в суд).2) общественная опасность (вредность) – означает, что административные проступки влекут вредные последствия для общества и государства.

3) административная противоправность – означает, что административным правонарушением может быть признано только такое поведение, которое запрещено законом4) административная наказуемость – означает, что общественно-опасное деяние, запрещенное законом признается административным правонарушением лишь в том случае, когда за его совершение предусмотрена административная ответственность5) виновность – означает, что деяние является проявлением воли и разума, т.е. продуктом психической деятельности здравомыслящего лица. Не может оцениваться как административное правонарушение деяние, совершенное помимо воли человека, т.е. лицом неспособным руководить своими действиями, отдавать им отчет.

Любое административное правонарушение характеризуется наличием в совокупности вышеуказанных юридических признаков. Отсутствие одного из них означает, что рассматриваемое деяние не является административным правонарушением. Оно в таком случае может быть признано либо правомерным поведением, либо иным правонарушением (преступление).

Отличие административных проступков от иных правонарушений:1) отличие от преступления: преступление в отличие от административного проступка обладает более высокой степенью общественной опасности. Формальным признаком, положенным в основу разграничения преступления и административного проступка является характер их противоправности и наказуемости.

Преступление – это деяние, запрещенное УК, за совершение которого предусмотрено уголовное наказание.

Административное правонарушение – деяние, предусмотренное нормами административного права (КоАП)2) отличие административного правонарушения от дисциплинарных проступков: дисциплинарные проступки посягают на внутренний трудовой распорядок, установленный в конкретной организации, учреждении, предприятии.

Дисциплинарные проступки влекут применение к лицам, их совершившим, дисциплинарных взысканий. В некоторых случаях одно и то же деяние признается и административным правонарушением и дисциплинарным проступком.

При этом лицо, совершившее его, привлекается и к административной и к дисциплинарной ответственности (появление работника при исполнении служебных обязанностей в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность в общественном месте.

3) Отличие от гражданско-правовых деликтов (проступок): гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица (физического и юридического), которое носит имущественный характер.

Административное правонарушение имеет более широкий характер и может нарушать не только имущественные интересы, но и другие виды общественных отношений: общественный порядок, порядок управления и т.д. Совершение гражданско-правового деликта влечет ответственность, предусмотренную нормами гражданского права (неустойка, пеня). Эта ответственность носит обычно имущественный характер.2.Состав административного правонарушения – совокупность признаков, характеризующих деяние как административное правонарушение, его последствия и личность правонарушителя. Элементами состава административного правонарушения являются:1) объект2) объективная сторона3) субъект4) субъективная сторона

Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков элемента означает отсутствие состава административного правонарушения.

Характеристика отдельных элементов состава административного правонарушения.1) объект правонарушения – это охраняемое правом общественное отношение, на которое посягает административное правонарушение. В юридической науке выделяют следующие виды объектов:• общие – это совокупность всех общественных отношений, урегулированных нормами административного права.

Общий объект административного правонарушения перечислен в КоАП РБ: общественный строй, собственность, установленный порядок управления• родовой – группа однородных, близких по содержанию или сфере возникновения и существующие общественные отношения • непосредственный – конкретные общественные отношения, на которые посягает административный проступок (при мелком хулиганстве – это общественный порядок и спокойствие граждан). В юридической науке разграничены понятия объект и предмет административного правонарушения: предмет – вещи, продукты питания и иные ценности материального мира, на которые посягают административные правонарушения 2) объективная сторона – это те действия или бездействия, в результате которых субъект (правонарушитель) нарушает административно-правовые нормы. Факультативными признаками объективной стороны являются:  • последствия совершенного деяния• причинная связь между деянием и его последствиями• место, время, способВ зависимости от того, необходимо ли наступление отрицательных последствий совершенного деяния или нет, административные правонарушения бывают с формальными или материальными составами. Формальными являются те составы правонарушений, когда наступление отрицательных необязательно, достаточно самого факта нарушения правил (нарушение пдд)Материальными являются те составы правонарушения, когда обязательно наступление отрицательных последствий: повреждение зеленых насаждений. Кроме того в административном праве встречаются «длящиеся» правонарушения. Это такие правонарушения, которые осуществляются непрерывно, путем неисполнения обязанностей (получить паспорт в 16 лет) или пребывание лица в противоправном состоянии (проживание без регистрации).3) субъект правонарушений – деликтоспособный индивид или организация, совершившая правонарушение. Для физического лица деликтоспособность включает достижение определенного возраста и вменяемость. Для организации деликтоспособность означает наличие статуса юридического лица. Возраст деликтоспособности зависит от конкретного вида совершенного правонарушения ( в отношении некоторых административных проступков ответственность наступает с 14 лет). Рядом составов правонарушений предусмотрен специальный субъект – должностное лицо, военнослужащий, медработник и др.Вменяемость субъекта означает, что противоправное действие субъекта носят виновный характер. Невменяемость характеризуется медицинскими и юридическими критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица хронической душевной болезни, временного расстройства психической деятельности, слабоумия или иного болезненного состояния. Юридические критерии вменяемости отражают степень влияния психического заболевания (или иного болезненного состояния) на способность лица сознавать совершение действий, руководить ими. Для признания лица невменяемым необходима совокупность медицинского и юридического критериев.4) субъективная сторона – психическое отношение лица к противоправному деянию и его последствиям. Она характеризуется виной, которая проявляется в 2 формах: умысел и неосторожность.Умысел (2 вида):• прямой – если физическое лицо, совершившее административное правонарушение сознает противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления• косвенный – если правонарушитель сознает противоправность своего деяния, предвидел вредные последствия, но не желал, либо сознательно допускал наступление последствия, либо относился к ним безразлично.Неосторожность:• самонадеянность – правонарушитель предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточного расчета их предотвратить• небрежность – не предвидел наступления вредных последствий, хотя при необходимости внимания и предусмотрительности должен был и мог их предвидеть.Юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если будет установлено, что им не соблюдены нормы, за нарушение которых предусмотрена ответственность и не были приняты все меры по их соблюдению.3.В соответствии с КоАП не является административным правонарушением:1) необходимая оборона, т.е. действие, совершенное при защите жизни, здоровья, право обороняющегося или другого физического лица, интересов общества, государства или юридического лица от противоправного деяния путем причинения правонарушителю вреда. Недопустимо превышение необходимой обороны2) причинение вреда физическому лицу, совершение преступления или административного правонарушения при его задержании для передачи уполномоченному госоргану и пресечение возможности совершения им новых преступлений или административных правонарушений, когда оно пытается или может скрыться от органа уголовного преследования, от суда органа, ведущего административный процесс, если иными средствами задержать такое лицо не представляется возможным3) крайняя необходимость – действие для предотвращения или устранения опасности непосредственно угрожающей личности, права и законным интересам конкретного лица или других лиц, интересам общества и государства, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред не является более значительным, чем предотвращенный 4) обоснованный риск – причинение вреда охраняемым КоАП законным интересам для достижения общественно полезной цели.4.Виды административных правонарушенийАдминистративные правонарушения различаются по многим свойствам:1) по объекту2) по характеру правонарушений3) по форме вины 4) и др.Конкретные виды правонарушений содержатся в особенной части КоАП, где они сгруппированы в отдельные главы. По родовому объекту правонарушения делятся на 17 видов. Все они нашли отражение в названии глав особенной части КоАП:Глава 9АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ, ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА ЧЕЛОВЕКА, ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНАГлава 10АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ СОБСТВЕННОСТИГлава 11АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГлава 12АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГлава 13АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯГлава 14АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ)Глава 15АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПОРЯДКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯГлава 16АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯГлава 17АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И НРАВСТВЕННОСТИГлава 18АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТАГлава 19АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯГлава 20АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВГлава 21АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА АРХИТЕКТУРНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВАГлава 22АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИГлава 23АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯГлава 24АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЮРИСДИКЦИИГлава 25АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА ПРИПИСКИ ГРАЖДАН К ПРИЗЫВНЫМ УЧАСТКАМ, ПРИЗЫВА НА ВОИНСКУЮ СЛУЖБУ И ВОИНСКОГО УЧЕТАПо характеру правонарушений можно разделить на 3 вида:1) собственно административные правонарушения – это такие, которые не могут быть отнесены к иным видам правонарушений ни при каких обстоятельствах (безбилетный проезд)2) правонарушения двойственного характера (административно-дисциплинарные), т.е. они одновременно относятся и к административному праву и к дисциплинарному праву (необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного государственной службой занятости в счет брони)3) смешанные правонарушения – содержат признаки 1 и 2 вида, т.е. они могут быть совершены и простыми гражданами, и работниками юридических лиц (повреждение историко-культурных ценностей).

По форме вины делятся на умышленные, неосторожные и совмещенные.

Источник: http://bargu.by/298-ponyatie-priznaki-i-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya.html

Понятие, состав административного правонарушения, его элементы

Понятие административного правонарушения и его признаки

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного правонарушения законодательно закреплено административно-правовой нормой КоАП и содержит все признаки административного правонарушения.

Несмотря на это, многие ученые не учитывают изложенную позицию законодателя и выдвигают свои формулировки признаков.

Установленные же законодателем правила поведения являются общеобязательными и подлежат охране со стороны государства.

Исходным в характеристике указанных признаков является деяние. Это акт волевого поведения, который выражается в действии либо бездействии.

Законодатель установил, что правонарушением может быть только конкретное поведение человека, а не мысли и убеждения человека.

Этот признак имеет существенное значение, из него вытекает выводи о невозможности привлечения к административной ответственности за мысли и убеждения.

Деяние может быть выражено в форме действия — активного поведения, противоречащего установленной административно-правовой норме, либо бездействия — пассивного поведения — невыполнения предписанных законом правил поведения лицом, на которое возложена обязанность действовать определенным образом.

Признак противоправности заключается в совершении деяния, нарушающего или не выполняющего административно-правовые нормы.

Виновность деяния означает, что оно должно быть совершено умышленно или по неосторожности. Административно-правовой нормой установлены именно две эти формы.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Наличие вины является обязательным признаком административного правонарушения, ее отсутствие исключает признание деяния административным правонарушением, даже при формальном обладании признака противоправности.

Административной ответственностью является наступление неизбежного юридического последствия — назначение административного наказания, установленного КоАП, законами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Признаки, содержащиеся в понятии административного правонарушения, необходимо рассматривать в совокупности с его юридическим составом. Так, деяние, обладающее всеми признаками административного правонарушения, может не обладать юридическим составом.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность предусмотренных КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих противоправное деяние как правонарушение.

Под признаком состава административного правонарушения понимается обобщенное юридически значимое свойство, присущее всем административным правонарушениям.

Несмотря на то что признаки состава административного Правонарушения представляют собой неделимое целое, они группируются по элементам состава.

Элементом состава административного правонарушения является Однородная группа юридических признаков, характеризующих правонарушение с какой-то одной стороны. Элементами административного правонарушения являются:

  • объект правонарушения;
  • объективная сторона правонарушения;
  • субъект правонарушения;
  • субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — это совокупность общественных отношений, урегулированных нормами права и охраняемых мерами административной ответственности, на которые посягает деяние. Объект правонарушения по широте круга общественных отношений, на которые происходит посягательство, подразделяется на общий, родовой и видовой объект.

Общий объект — вся совокупность общественных отношений, охраняемых нормами административного права, возникающих в сфере государственного управления, а в ряде случаев — конституционного, экологического, таможенного, финансового, налогового и других отраслей права.

Родовым объектом являются группы однородных, близких по содержанию общественных отношений, на которые посягает значительная группа однотипных деяний. Родовые объекты перечислены в ст. 1.

2 КоАП и сформулированы в главах Особенной части раздела II КоАП (права граждан, здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественная нравственность и др.).

Родовой объект необходимо определять для установления повторности совершенного правонарушения.

Видовой объект представляет собой непосредственно охраняемое мерами административной ответственности общественное отношение, на которое посягает одно или несколько сходных правонарушений, образующих узкую группу в рамках одной главы Особенной части КоАП или определенной статьи закона субъекта РФ об административных правонарушениях.

По своей конструкции с точки зрения объективной стороны составы административных правонарушений подразделяются на материальные и формальные.

Состав административного правонарушения материальный, если в формулировке диспозиции правовой нормы административного правонарушения указываются вредные последствия противоправных действий или бездействия и учитывается причинная связь между ними.

При формальном составе наличие правонарушения определяется независимо от того, наступили или нет вредные последствия.

Объективная сторона правонарушения — специфические общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности. Обязательным признаком объективной стороны является деяние (может быть выражено действием или бездействием).

Факультативными признаками объективной стороны являются место, время, способ, средство совершения правонарушения если состав материальный, то в объективную сторону включаются такие признаки, как наступление материального ущерба и причинная связь между деянием и наступлением последствия.

Субъектом правонарушения является лицо, совершившее административное правонарушение и способное понести административную ответственность. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет (ст. 2.3 КоАП), а также юридическое лицо.

Субъективная сторона правонарушения — это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям, выражающееся в форме умысла или неосторожности. Факультативные признаки выступают в виде цели и мотива и служат квалифицирующими признаками правонарушения, если содержатся в диспозиции нормы.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Источник: https://lexguide.ru/administrativnyj-process/ponyatie-sostav-administrativnogo-pravonarusheniya-ego-elementy.html

Административное правонарушение: понятие, признаки и состав

Понятие административного правонарушения и его признаки

Научный руководитель: Горбунова И.В., кандидат юридических наук.

Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE OFFENSE; THE OFFENSE.

Аннотация: В данной статье рассматривается понятие административного правонарушения, его признаки и состав.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. [4]

Административное правонарушение может выражаться в форме действия или бездействия. Например, управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст.12.3 КоАП РФ) – это противоправное действие водителя.

Зачастую, на практике возникают проблемы в юридической квалификации административного правонарушения и отграничение его преступления, т.к. им присущи общие признаки. От преступления административное правонарушение можно отличать по степени общественной опасности, т.е. правонарушение приносит более мелкий вред личности, обществу, государству, чем преступление.

Анализ понятия административного правонарушения позволяет выделить следующие его признаки:1) Противоправность (т.е. нарушение установленных законом норм права);2) Виновность (т.е. совершение правонарушения при наличии вины, которая бывает в форме умысла и неосторожности);

3) Наказуемость (т.е. за совершение проступка должна быть установлена административная ответственность).

Не каждый проступок, которое содержит в себе признаки административного правонарушения, можно признать таковым.

В действительности, в конкретном деянии может отсутствовать хотя бы один элемент состава административного правонарушения, который исключает привлечение лица к административной ответственности.

Поэтому наличие состава правонарушения необходимо для его квалификации как противоправного.

В теории административного права содержится понятие состава административного правонарушения.

Составом административного правонарушения признается единство установленных КоАП РФ объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. [5, с. 70] Элементами состава являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются нормами права и охраняются мерами административной ответственности.

Например, объектом административного правонарушения, связанного с нарушением законодательства об увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.

34 КоАП РФ), являются права работников на труд и на защиту трудовых прав.

В юридической литературе объекты административного правонарушения разделяют на общий, родовой, видовой и непосредственный объекты.

Под общим объектом понимают общественные отношения в сфере государственного управления, которые регулируются нормами права, охраняются и защищаются мерами административной ответственности.

Частью общего объекта является родовой объект. Именно родовой объект является критерием деления КоАП РФ на главы. Например, в гл.6 КоАП РФ сконцентрированы проступки, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Разновидностью родового объекта является видовой объект. Значение данного объекта заключается в том, что он детально разграничивает общественные отношения между собой.

Под непосредственным объектом понимают конкретные общественные отношения, которым причиняется ущерб. Например, непосредственным объектом в ст.6.1 КоАП РФ является здоровье граждан.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в совершении деяния, выраженного в форме действия или бездействия, запрещенных нормами административного права.

Элементами объективной стороны являются обязательные и факультативные признаки.

К обязательным признакам объективной стороны относятся противоправное действие или бездействие, последствия и причинно-следственная связь между ними. Например, в ст.6.1 КоАП объективная сторона выражается в бездействии, т.е. не сообщение лицом медицинским работникам необходимую для проведения эпидемиологического расследования информацию.

Факультативные признаки – это дополнительные критерии, которые характеризуют обстоятельства совершения правонарушения. К таким признакам относятся время, место, способ, систематичность, злостность и повторность.

Субъектом административного правонарушения могут быть физические лица, достигшие 16-ти лет, и юридические лица.

Законодательство подразделяет субъектов на общие, специальные и особые субъекты.

Общим субъектом является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-ти летнего возраста.

Специальным субъектом признается лицо, которое наряду с общими признаками, обладает дополнительным свойством. Например, должностное лицо, собственники, владельцы транспортных средств, несовершеннолетний.

Особым субъектом считаются военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие других законов.

Так, субъектом правонарушения в ст.6.1 КоАП является лицо, которое достигло 16-ти лет и которому стало известно о наличии у него инфекционного заболевания.

Субъективная сторона административного правонарушения выражается в психическом отношении лица к совершаемому им правонарушению. Основным элементом субъективной стороны является вина. Совершение административного проступка может быть, как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Таким образом, административным правонарушение признается общественно вредное действие или бездействие, совершенное физическим или юридическим лицом, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административное правонарушение должно иметь состав и обладать всеми его признаками.

Если хотя бы один из обязательных признаков состава правонарушения будет отсутствовать, то исключается возможность привлечь субъекта к административной ответственности.

Список литературы

  1. Агапов А.Б. Административная ответственность: Учебник. М.,2000. С. 13.
  2. Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2009. — С. 212
  3. Братановский С.Н. Административное право: учебник. М.: Директ-Медиа, 2013. – С. 99

Источник: http://novaum.ru/public/p428

Понятие права
Добавить комментарий