Прокуратура не может осуществлять надзор за

Физические лица как объекты прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Прокуратура не может осуществлять надзор за

Согласно Закону о прокуратуре предмет прокурорского надзора составляет соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Прокурорский надзор охватывает весь комплекс прав и свобод, установленных Конституцией РФ (личные права и свободы, политические права и свободы, социально-экономические права и свободы).

Формулируя положения ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», законодатель ограничился перечислением объектов прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определены в Законе о прокуратуре:

федеральные министерства;

государственные комитеты;

федеральные службы;

иные федеральные органы исполнительной власти;

представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ;

исполнительные органы государственной власти субъектов РФ;

органы местного самоуправления;

органы военного управления;

органы контроля;

должностные лица;

органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

Отдельно физические лица в этом перечне не названы, из чего можно сделать вывод, что их деятельность не является объектом прокурорского надзора.

Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прокурор должен действовать строго в рамках предоставленных ему полномочий, не подменяя иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов.

Для реализации целей деятельности прокуратуры России — обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства — законодатель предоставил прокуратуре ряд полномочий, причем этот перечень носит исчерпывающий характер.

Так, согласно п. 3 ст.

27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении или незамедлительно передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

Пунктом 4 ст.

27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данное правомочие расширено. Прокурор вправе обратиться в суд с иском не только в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, но и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Названные нормы не содержат указания на то, что ответчиком по иску, предъявленному прокурором, должно выступать только лишь юридическое либо должностное лицо.

Ярким примером является предъявление прокурором в суд заявлений о лишении физического лица различных разрешений (на управление транспортным средством, владение оружием).

Ведь если физическое лицо, страдающее, например, психическим заболеванием, наркоманией, имеет законный доступ к источнику повышенной опасности, коим является транспортное средство, помимо выявления сопутствующих этому обстоятельств (законность действий должностных лиц, участвовавших в предоставлении больному подобных разрешений), требуется незамедлительное принятие мер по пресечению подобных случаев. И оперативно данные меры может принять только прокурор.

Любое направление прокурорского надзора имеет пределы, закрепленные в федеральном законодательстве. Одними из них являются недопустимость подмены полномочий иных государственных органов (п. 2 ст. 22, п. 2 ст.

26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») и проведение проверок на основании информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (только п. 2 ст.

22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указана и такая функция, как осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В части 2 ст. 27 названного Закона закреплено: при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Данное полномочие реализуется на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации путем вынесения по результатам проведенной проверки постановления о направлении материалов в орган предварительного расследования для осуществления уголовного преследования.

Указанные нормы не содержат никаких ограничений по вынесению таких постановлений в отношении физических лиц, чему предшествует прокурорская проверка в отношении последних.

Вместе с тем, важно отметить, что ряд мер прокурорского реагирования, таких как принесение протеста, внесение представления, требования и объявление предостережения, в силу прямого законодательного запрета не могут применяться в отношении физических лиц.

Источник: https://mamonovo.gov39.ru/novosti/prokuratura/5375/

Является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора?

Прокуратура не может осуществлять надзор за

Т. В. ЗАНИН

Формулируя положения ст.

1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», законодатель ограничился перечислением объектов прокурорского надзора (органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, органы местного самоуправления, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций и др.). Подобное перечисление создает определенные трудности. Например, лишь после продолжительных споров в качестве объекта прокурорского надзора в Законе был закреплен Следственный комитет Российской Федерации(1).

Отдельно физические лица в этом перечне не названы, из чего можно сделать вывод, что их деятельность не является объектом прокурорского надзора.

Для реализации целей деятельности прокуратуры России — обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства — законодатель предоставил прокуратуре ряд полномочий, причем этот перечень носит исчерпывающий характер.

Так, прокурорский работник наделен правом вызывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по поводу нарушений закона. При этом законодатель не уточнил, каких именно нарушений — совершенных иными лицами либо самими опрашиваемыми (п. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Неоднозначно в Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» регламентировано полномочие прокурора по возбуждению производства об административном правонарушении. Так, согласно п. 3 ст.

27 при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе возбудить производство об административном правонарушении или незамедлительно передать сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях, однако в силу ст. 25 при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор может возбудить дело об административном правонарушении только в отношении должностного лица (почему-то законодатель не упомянул юридическое лицо).

Реализация прокурором полномочий по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению административного расследования (некоторые исследователи предлагают выделять отдельно функцию административного преследования(2)) осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и другими федеральными законами.

Согласно ст. 28.

4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена КоАП РФ либо законом субъекта Российской Федерации. Также ст. 28.4 содержит перечень статей, по которым дела может возбуждать только прокурор. При этом отсутствуют

Стр.43

какие-либо ограничения по субъектам, в отношении которых прокурором может быть возбуждено административное производство.

Если обратиться к перечню статей, возбуждение дел по которым возможно только прокурором, то можно увидеть, что законодатель прямо наделил прокурора правом возбуждать административные дела в отношении физических лиц (ст. 5.61 КоАП РФ). Анализ названной статьи позволяет сделать вывод, что потерпевшим по ней, как и субъектом нарушения (за исключением ч. 3), может быть физическое лицо.

Закрепив возможность принятия мер реагирования в отношении физических лиц, законодатель фактически тем самым предоставил прокурору полномочия по осуществлению надзора за ними, поскольку выявлению нарушения должна предшествовать прокурорская проверка с реализацией права на получение объяснений от гражданина, проведение иных проверочных мероприятий.

Пунктом 4 ст.

27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.

В статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данное правомочие расширено. Прокурор вправе обратиться в суд с иском не только в целях защиты прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, но и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Опять же, названные нормы не содержат указания на то, что ответчиком по иску, предъявленному прокурором, должно выступать юридическое либо должностное лицо.

Ярким примером является предъявление прокурором в суд заявлений о лишении физического лица различных разрешений (на управление транспортным средством, владение оружием).

Ведь если физическое лицо, страдающее, например, психическим заболеванием, наркоманией, имеет законный доступ к источнику повышенной опасности, коим является транспортное средство, помимо выявления сопутствующих этому обстоятельств (законность действий должностных лиц, участвовавших в предоставлении больному подобных разрешений), требуется незамедлительное принятие мер по пресечению подобных случаев. И оперативно данные меры может принять только прокурор.

При этом, так же как и в случае возбуждения дела по ст. 5.61 КоАП РФ, прокурор должен провести проверку: установить, когда физическое лицо получило подобное право, имеется (имелось) ли у него заболевание, препятствующее реализации этого права, получить объяснения, документы и т. п., т. е. осуществить надзорные мероприятия, фактически — надзор за исполнением законов физическими лицами.

Любое направление прокурорского надзора имеет пределы, закрепленные в федеральном законодательстве. Одними из них являются недопустимость подмены полномочий иных государственных органов (п. 2 ст. 22, п. 2 ст.

26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») и проведение проверок на основании информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (только п. 2 ст.

22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Приведем пример. В прокуратуру района от мирового судьи поступило заявление о привлечении Б. к административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ (заведомо ложные показания при производстве по делу об административном правонарушении).

Стр.44

Из представленных материалов следовало, что в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном гл. 12 КоАП РФ, допрошенная в качестве свидетеля неработающая Б.

, вопреки данной перед допросом подписки, сообщила суду заведомо ложные сведения в целях помощи виновному лицу избежать ответственности за совершенное правонарушение.

Вынося постановление по делу, суд, дав оценку всем доказательствам, пришел к выводу о возможной заведомой недостоверности показаний Б. Постановление суда вступило в законную силу.

Согласно подп. 1, 77 ч. 2 ст. 28.

3 КоАП РФ полномочиями по возбуждению дел по указанной выше статье наделены должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов. В части 3 ст. 28.3 КоАП РФ содержится оговорка о том, что протоколы (и постановления) об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.9 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях. В статье 28.4 КоАП РФ ст. 17.9 КоАП РФ не указана, т. е. не отнесена к исключительной компетенции прокурора.

Однако с учетом того, что в прокуратуру поступила информация о нарушении закона и был подтвержден факт того, что Б. нарушено требование закона давать правдивые показания (ч. 2 ст. 25.

6 КоАП РФ), в целях недопущения волокиты и истечения срока давности привлечения к административной ответственности по результатам проведенной в отношении физического лица проверки прокурором возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 17.9 КоАП РФ, которое направлено на рассмотрение мировому судье.

По результатам рассмотрения дела виновное лицо привлечено к административной ответственности с назначением административного наказания. Постановление суда не обжаловалось и вступило в законную силу.

В статье 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» указана и такая функция, как осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В части 2 ст. 27 названного Закона закреплено: при наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

Данное полномочие реализуется на основании п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации путем вынесения по результатам проведенной проверки постановления о направлении материалов в орган предварительного расследования для осуществления уголовного преследования.

Указанные нормы не содержат никаких ограничений по вынесению таких постановлений в отношении физических лиц, чему предшествует прокурорская проверка в отношении последних.

Отметим, что ряд мер прокурорского реагирования, таких как принесение протеста, внесение представления, требования и объявление предостережения, в силу прямого законодательного запрета не могут применяться в отношении физических лиц.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что законодателем однозначно не решен вопрос, является ли деятельность физических лиц объектом прокурорского надзора. Такая неопределенность может приводить к нарушению прав граждан. В целях исключения возможности таких нарушений требуется четкая проработка рассматриваемого вопроса на законодательном уровне.

Стр.45

Источник: http://www.procuror.spb.ru/k1612.html

Компетенция органов прокуратуры

Прокуратура не может осуществлять надзор за

Деятельность органов прокуратуры Российской Федерации регламентирована Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в соответствии с которым прокуратура осуществляет:

надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами;

надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, вносят представления на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.

2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» на прокуроров субъектов Российской Федерации среди прочих возложены полномочия по надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, в том числе контролирующими органами, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушении законов территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций соответствующего уровня.

В компетенцию прокурора РТ, как прокурора субъекта Российской Федерации, входит рассмотрение обращений, содержащих сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина представительным (законодательным) и исполнительными органами государственной власти Республики Татарстан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций.

Основной рекомендацией для граждан в случае нарушения их прав обратиться непосредственно в тот орган или к тому должностному лицу, в компетенцию которых входит разрешение поставленных в обращении вопросов. Данное требование к гражданину закреплено ст. 8 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Источник: https://www.prokrt.ru/priem-grazhdan/main/kompetentsiya-organov-prokuratury/

Закон «О прокуратуре»

Прокуратура не может осуществлять надзор за

О прокуратуре

Закон Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 81-VI.

      Настоящий Закон определяет статус, компетенцию, организацию и порядок деятельности прокуратуры Республики Казахстан.

 Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Назначение прокуратуры

       Прокуратура от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан, представляет интересы государства в суде и от имени государства осуществляет уголовное преследование.

Статья 2. Правовые основы деятельности прокуратуры

       Компетенция, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Конституцией и законом.

Статья 3. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры

       1.

Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному Прокурору.

       2. Прокуратура осуществляет свои полномочия на принципах законности, независимости от других государственных органов, должностных лиц и подотчетности лишь Президенту Республики Казахстан.

       3. Запрещается вмешательство в деятельность органов прокуратуры при осуществлении ими своих функций и полномочий.

       4. Прокуратура не вправе вмешиваться в деятельность субъектов предпринимательства, организаций и государственных органов, назначать проверки их деятельности, запрашивать информацию либо документы по основаниям, не предусмотренным законом.

       5.

Органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод человека и гражданина, о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.

Статья 4. Задачи прокуратуры

       Прокуратура в пределах, установленных законом, осуществляет следующие задачи:

       1) защиту и восстановление прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц, общества и государства;

       2) выявление и устранение нарушений законности, причин и условий, им способствующих, а также их последствий;

       3) координацию деятельности правоохранительных и иных государственных органов по обеспечению законности, правопорядка и борьбы с преступностью;

       4) иные задачи, определяемые законом и актами Президента Республики Казахстан.

 Глава 2. СФЕРЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

Статья 5. Основные направления прокурорского надзора

       В пределах и порядке, установленных законом, прокуратура осуществляет высший надзор (далее – надзор) за законностью:

       1) деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, иных организаций независимо от формы собственности, а также принимаемых ими актов и решений;

       2) судебных актов, вступивших в законную силу;

       3) исполнительного производства и производства по делам об административных правонарушениях;

       4) деятельности правоохранительных и специальных государственных органов в сферах:

       досудебного расследования, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности;

       исполнения уголовных наказаний и применения иных мер государственного принуждения;

       соблюдения международных договоров Республики Казахстан;

       5) государственной правовой статистики и специальных учетов;

       6) иных направлений, определяемых законом.

Статья 6. Предмет, формы и пределы надзора

       1.

Прокуратура осуществляет надзор за законностью актов, действий (бездействия) государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а в исключительных случаях, по поручению Президента Республики Казахстан или Генерального Прокурора, – иных организаций независимо от формы собственности.

       2. Надзор осуществляется путем проведения проверок и анализа состояния законности, а также оценки актов, вступивших в силу.

       3. Проверка соблюдения законности назначается и проводится прокурором в пределах его компетенции на основании поручений:

       1) Президента Республики Казахстан;

       2) Генерального Прокурора Республики Казахстан.

       4. Решения заместителей Генерального Прокурора, прокуроров областей и приравненных к ним прокуроров, прокуроров районов и приравненных к ним прокуроров о назначении и проведении проверки деятельности государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимаются для защиты прав, свобод и законных интересов:

       1) лиц, которые в силу физических, психических и иных обстоятельств не могут самостоятельно осуществлять их защиту;

       2) неограниченного круга лиц;

       3) лиц, общества и государства, если это необходимо для предотвращения необратимых последствий для жизни, здоровья людей либо безопасности Республики Казахстан.

       5.

Проверки, за исключением проводимых на основании пункта 3 настоящей статьи либо при осуществлении надзора за соблюдением законности в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов, могут назначаться только в случаях установления факта невыполнения или ненадлежащего выполнения своих полномочий иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора, к компетенции которых отнесены соответствующие вопросы.

       6. При осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют функции иных государственных органов.

Статья 7. Порядок проведения проверок

       1.

Прокурор поручает проверку уполномоченному государственному органу, в компетенцию которого входит ее проведение, за исключением случаев:

       1) предусмотренных подпунктом 1) пункта 3 статьи 6 настоящего Закона, а также проверок, проводимых при осуществлении надзора за соблюдением законности в деятельности правоохранительных и специальных государственных органов;

       2) конфликта интересов в деятельности данного органа либо его должностных лиц;

       3) когда поводом для назначения проверки послужила жалоба на решения и действия (бездействие) данного органа либо его должностных лиц.

       Компетентный орган обязан сообщить прокурору о результатах проверки в установленный законом срок.

       2. В случаях, предусмотренных подпунктом 1), 2) и 3) пункта 1 настоящей статьи, проверка проводится прокурором.

       3. О проведении проверки выносится постановление, которое регистрируется в уполномоченном государственном органе по правовой статистике и специальным учетам.

       Проверка соблюдения законности проводится в течение не более тридцати календарных дней.

       При необходимости истребования дополнительных материалов, а также в связи со значительным объемом проверки срок ее проведения в исключительных случаях может быть продлен не более чем на тридцать дней и только по согласованию с Генеральным Прокурором.

       Проверка может быть приостановлена в случаях назначения экспертизы, а также необходимости получения сведений и документов от иностранных государств – до их получения, а также в иных случаях, препятствующих проведению проверки.

       Исчисление срока проведения приостановленной проверки продолжается со дня ее возобновления.

       Данный порядок регистрации постановлений о назначении проверок и сроки их проведения не распространяются на проверки, проводимые в рамках уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного законодательства, законодательства об исполнительном производстве, административных правонарушениях, оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности.

       4. Проверка может проводиться только теми лицами, которые указаны в постановлении о назначении проверки.

       5.

При осуществлении проверки прокурор не вправе:

       1) требовать предоставления документов, информации, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки;

       2) превышать установленные сроки проведения проверки;

       3) препятствовать нормальному функционированию проверяемого субъекта.

Статья 8. Анализ состояния законности

       1.

Порядок проведения анализа состояния законности, в том числе с использованием доступа к информационным системам и ресурсам, интегрированным с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, определяется настоящим законом, иными законодательными актами и актами Генерального Прокурора.

       2. Анализ проводится без посещения прокурорами субъектов (объектов) путем изучения статистических данных, сведений государственных и международных организаций, средств массовой информации, материалов гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях, а также иных источников информации.

       Результаты анализа оформляются в виде справки. По результатам анализа принимаются меры прокурорского надзора либо реагирования в соответствии с настоящим Законом.

Статья 9. Права и обязанности проверяемых субъектов

       1.

Проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при осуществлении прокурорами проверки вправе:

       1) не допускать лиц, прибывших для проведения проверки на объект, в случаях:

       непредоставления проверяемому субъекту постановления о назначении проверки;

       проведения проверки без регистрации в органах правовой статистики и специальных учетов, когда такая регистрация обязательна;

       истечения сроков, указанных в пункте 3 статьи 7 настоящего Закона;

       проведения проверки лицами, не указанными в постановлении о назначении проверки;

       отсутствия документа, подтверждающего разрешение о допуске к государственным секретам, когда это предусмотрено законодательством;

       2) не предоставлять сведения и документы:

       не относящиеся к предмету проводимой проверки или периоду, указанному в постановлении о назначении проверки;

       содержащие государственные секреты или иную охраняемую законом тайну при отсутствии соответствующего допуска или документа, дающего право на ознакомление с такими сведениями и документами;

       3) обжаловать постановление о назначении проверки, а также действия (бездействие) должностных лиц органов прокуратуры в порядке, установленном законом.

       2. Проверяемые субъекты либо их уполномоченные представители при проведении прокурорами проверок обязаны:

       1) обеспечить беспрепятственный доступ должностных лиц органов прокуратуры на территорию и в помещения проверяемого субъекта.

       Доступ должностных лиц органов прокуратуры на территорию и в помещения режимных объектов обеспечивается с учетом требований о пропускном и внутриобъектном режимах, установленных в проверяемой организации;

       2) с соблюдением требований по охране государственных секретов или иной охраняемой законом тайны предоставлять должностным лицам органов прокуратуры документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к справке о результатах проверки, а также доступ к информационным системам и ресурсам органов и организаций, интегрированным с системой информационного обмена правоохранительных, специальных государственных и иных органов, в пределах предмета проверки;

       3) ознакомиться и получить под роспись постановление о назначении проверки и справку о ее результатах;

       4) в соответствии с требованиями о безопасности и охране труда обеспечить необходимые условия для лиц, осуществляющих проверку.

Статья 10. Надзор за соответствием Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, а также иных организаций

       1.

Прокуратура осуществляет надзор за соответствием Конституции, законам и актам Президента Республики Казахстан:

       1) актов и решений Правительства, иных государственных, местных представительных и исполнительных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, за исключением актов, указанных в пункте 2 статьи 24 настоящего Закона;

       2) актов и решений иных организаций независимо от формы собственности, если данные акты и решения касаются неограниченного круга лиц либо носят публичный характер.

       2. Предусмотренный настоящей статьей надзор осуществляется прокуратурой путем оценки принятых актов и решений в порядке, определяемом актом Генерального Прокурора.

Статья 11. Надзор за соблюдением законности в досудебном расследовании

       Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законности в ходе досудебного расследования в соответствии с полномочиями, определенными уголовно-процессуальным законодательством.

Статья 12. Надзор за соблюдением законности оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и негласных следственных действий

       1.

Надзор за соблюдением законности оперативно-розыскной деятельности и негласных следственных действий осуществляется в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством, настоящим Законом, Законом Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности», актами Генерального Прокурора и согласованными с ним нормативными правовыми актами правоохранительных и специальных государственных органов.

       Надзор за соблюдением законности контрразведывательной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан «О контрразведывательной деятельности», совместными нормативными правовыми актами Генерального Прокурора и органов, осуществляющих контрразведывательную деятельность.

       2. При осуществлении надзора прокурор:

      1) в случаях, установленных законодательством, санкционирует проведение оперативно-розыскных, контрразведывательных мероприятий, проверяет законность их проведения, а также законность проведения негласных следственных действий;

      2) инициирует проведение оперативно-розыскных мероприятий;

      3) прекращает оперативно-розыскные мероприятия при выявлении нарушений законности, прав и свобод человека и гражданина;

      4) выполняет иные полномочия, предусмотренные законом.

Источник: http://prokuror.gov.kz/rus/npa/normativnye-pravovye-akty/zakon-o-prokurature

Принятие нового Федерального закона

Прокуратура не может осуществлять надзор за

Инициатива № 71Ф4096 Уровень инициативы: Федеральный Вот уже двадцатый год как Российская Федерация признана правовым (статья 1 Конституции РФ) государством, но очень часто мы сталкиваемся с красными пятнами полицейской государственности, одной из которых является деятельность нынешней российской прокуратуры.

Действующий Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-I ставит в качестве основной задачи прокуратуры осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнении действующих законов.

Иначе говоря, основной функцией нынешней прокуратуры является осуществление надзора за законностью – ВЕРХОВЕНСТВОМ ЗАКОНА что ни как не соответствует потребностям нынешней Российской государственности.

Нам думается, что в правовом государстве прокурорский надзор за законностью сродни фантомным болям, которые наносят серьезный удар, и без того больному, психофизическому состоянию молодого государственного организма.

Ибо основной целью любого правового государства является (1) охрана прав и свобод человека, гражданина и (2) обеспечение верховенства права. Действующая прокурорская машина, как нельзя, лучше всего понимает свое бессмысленное состояние.

Создавая иллюзию бурной и, якобы, очень важной деятельности она укрепляет своей имидж, вместе с тем дискредитируя действующую власть (которая, казалось бы, не замечает или не хочет замечать этого) и в первую очередь власть Главы Государства. Не случайно с давних времен народ называет прокуратуру «око государево».

Граждане видя, на первый взгляд серьезную, власть прокуратуры по обеспечению законности и в надежде на справедливость взывают к прокурорам о помощи, но получая откровенные отписки (об отсутствии полномочий, о передачи заявления на рассмотрение того органа в которой гражданина уже давно послали во все четыре стороны, о передачи жалобы нижестоящему или вышестоящему прокурору, о том что гражданину следует обратиться в суд) быстро теряют доверие к прокуратуре и одновременно к Президенту и к государственной власти в целом.

Не каждый гражданин станет разбираться объективно с применением научных подходов, в чем же причина? Почему же прокуратура не может оказать реальную, оперативную и эффективную помощь, тогда как должностные лица иных государственных органов (допустим ФМС, ФСИН, ФСБ, МВД и т.п. – которые имеют реальную власть) часто плевать хотят на права и свободы человека и тем более на законность?

С целью изменения ситуации нами был составлен проект федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который, безусловно, нуждается в доработке специалистами по законодательной технике и широкого обсуждении представителями гражданского общества и властями. Законопроект качественно меняет существо правового регулирования прокуратуры, четко ориентируя её в двух основных направлениях. Во-первых, это осуществление функции уголовного преследования в формах (1) возбуждения уголовного дела; (2) осуществление процессуального контроля над органами, осуществляющими предварительное расследование в форме дознания и процессуального надзора над органами предварительного следствия – чем прокуратура занимается в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом; (3) утверждения обвинительного заключения (обвинительного акта) – чем прокуратура занимается в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом; (4) представление государственного обвинения в судах осуществляющих уголовное правосудие – и эти прокуратура занимается в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законом. Во – вторых, это участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами в качестве представителя интересов государства в судах, арбитражных судах и международных судебных органах. Прокуратура также должна осуществлять иные функции, которые вытекают из первых двух, тем самым прочно закрепляя ее как прокуратуру истинного правового государства. А если говорить точнее то это функции по осуществлению (1) надзора за исполнением законов органами пенитенциарной системы, органами применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу, а также (2) надзор за исполнительным производством и судебными приставами.

При этом предлагаемый законопроект полностью исключает осуществления бессмысленного прокурорского надзора за законностью и предлагает новую систему организации органов прокуратуры.

← К началу списка инициатив

Источник: https://www.roi.ru/4096/

Понятие права
Добавить комментарий