Верховный суд РФ: функции, рассмотрение жалоб и заявлений, официальный сайт

Какими полномочиями обладает Верховный суд Российской Федерации? Порядок подачи заявлений

Верховный суд РФ: функции, рассмотрение жалоб и заявлений, официальный сайт

Судебная система Российской Федерации регламентируется федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”.

На основании 4 статьи вышеуказанного нормативного акта правосудие в нашей стране может осуществляться федеральными, конституционными или уставными судами и мировыми судьями.

Самый большой пласт всех судебных разбирательств, несомненно, приходится на систему федеральных судов, к которым относятся Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды субъектов, суды автономных областей и автономных округов, районные, военные и специализированные суды, а также арбитражные суды всех инстанций.

Рассмотрим один из элементов судебной системы Российской Федерации – Верховный суд.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Понятие Верховного Суда Российской Федерации

Данный термин раскрывается в статье 126 Конституции Российской Федерации и статье 19 Федерального Конституционного закона № 1-ФКЗ. Согласно им, данный суд является высшим судебным органом для судов общей юрисдикции.

Верховный суд осуществляет следующие функции:

  1. Рассматривает дела судов общей юрисдикции в качестве надзорной инстанции.
  2. Рассматривает дела в качестве апелляционной и кассационной инстанции.
  3. Рассматривает дела в качестве суда первой инстанции и по новым, и по вновь открывшимся обстоятельствам.
  4. Дает судам разъяснения по вопросам применения судебной практики.
  5. Реализует законодательную инициативу.

В качестве первой инстанции Верховный суд Российской Федерации рассматривает следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов исполнительных, законодательных, судебных и надзорных органов Российской Федерации;
  • об оспаривании ненормативных правовых актов различных государственных органов;
  • об оспаривании решений высших органов судебной власти;
  • о регулировании деятельности политических партий, массовых общественных объединений, религиозных организаций, СМИ;
  • о регулировании выборов любого уровня и проведения референдума;
  • о разрешении споров между органами государственной власти, в том числе экономические споры.

Таким образом, в Верховный суд Российской Федерации можно подавать следующие виды жалоб:

  • апелляционную;
  • кассационную;
  • надзорную;
  • жалобу в порядке пересмотра дел в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами;

Деятельности Верховного суда Российской Федерации посвящен Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года №3-ФКЗ “О верховном суде Российской Федерации”.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Порядок подачи заявления

Заявление в Верховный суд подается на основании положений гражданского процессуального, административного процессуального или уголовного процессуального кодексов РФ в электронном или бумажном виде.

В подаваемом заявлении должна быть указана следующая информация:

  • наименование верховного суда;
  • сведения о заявителе;
  • информация о сторонах дел;
  • сведения о рассмотрении дела другими судебными инстанциями;
  • обжалуемое решение;
  • причины обжалования;
  • содержание обращения.

Также к заявлению должна быть приложена квитанция об уплате госпошлины, рассчитанной на основании статьи 25.3 Налогового кодекса.

Сроки рассмотрения дел в Верховном суде зависят от того, в качестве какой инстанции он выступает.

Гражданские дела в первой инстанции рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления.

В качестве апелляционной инстанции дело не может рассматриваться Верховным судом более 3 месяцев.

В качестве кассационной инстанции Верховный суд обязан рассмотреть дело в следующие сроки:

  • не более двух месяцев, если дело не было истребовано;
  • не более трех месяцев, если дело было истребовано.

Надзорные жалобы в Верховном суде рассматриваются в течение 2 месяцев с момента ее поступления, при этом принимается решение об отказе в рассмотрении дела или в истребовании дела для определения законности вынесенного решения.

Истребованное дело рассматривается судьей Верховного суда Российской Федерации не более 4 месяцев, данный срок может продляться до шести месяцев. По истечении указанного срока выносится определение: о передаче или отказе в передаче дела в суд надзорной инстанции.

Переданное дело рассматривается в Судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации не более трех месяцев; в Президиуме Верховного Суда не более четырех месяцев.

Верховный суд Российской Федерации имеет специальный интернет-портал, на котором можно в электронном виде подавать заявления, отслеживать информацию по рассматриваемым делам, а также проводить мониторинг обобщений судебной практики и законодательной инициативы Верховного суда.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/zpp/sud/verhovnyj.html

Судебную систему ждут крупные изменения

Верховный суд РФ: функции, рассмотрение жалоб и заявлений, официальный сайт

Андрей Клишас.  ПГ / Юрий Паршинцев

Сегодня Совет Федерации рассмотрит пакет законов, направленных на совершенствование судебной системы Российской Федерации.

Что изменится в структуре третьей власти, чем она будет дополнена и как вводимые новшества повлияют на отправление правосудия в нашей стране? Об этом «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас.

— Андрей Александрович, как известно, часть законодательных инициатив по совершенствованию судебной системы Российской Федерации на рассмотрение парламента внесена Верховным судом, другая часть — Президентом России. Что именно было предложено главой государства?

— По инициативе Президента Российской Федерации очень важные изменения внесены в процессуальные кодексы. Вводится обязательное аудиопротоколирование судебного заседания в гражданском процессе и уголовном процессе в судах первой и апелляционной инстанций.

Предусматривается автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел. Формирование состава суда в ином порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, допускается только в случае невозможности использования в суде автоматизированной информационной системы.

Эти изменения позволят исключить влияние лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства, на судебный процесс, укрепить самостоятельность и независимость судей.

Предусматривается автоматизированное формирование состава суда при рассмотрении гражданских, арбитражных, уголовных и административных дел.

Закрепляется процессуальный статус помощника судьи и его полномочия. Помощнику даётся право оказывать помощь судье в подготовке проектов судебных актов, вести протокол судебного заседания, обеспечивать контроль за фиксированием хода судебного заседания техническими средствами, совершать иные процессуальные действия.

Кроме того, в Закон «О статусе судей в Российской Федерации» внесены поправки, направленные на изменение роли председателей судов при назначении судей, а также на совершенствование порядка привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

Вводится такой дополнительный вид дисциплинарного взыскания, как понижение в квалификационном классе, который позволит квалификационным коллегиям судей более точно применять меры дисциплинарной ответственности в отношении судей и дифференцировать ответственность за допущенные нарушения в зависимости от конкретных обстоятельств.

— В чём заключаются основные новшества законопроекта, внесённого Верховным судом Российской Федерации?

— Самое главное нововведение заключается в том, что в рамках действующей системы судов создаются структурно самостоятельные кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, действующие в пределах территории соответствующего судебного округа.

В настоящее время сложилась ситуация, при которой в областных и равных им судах сконцентрированы полномочия сразу двух судебных инстанций — суда апелляционной инстанции и суда кассационной инстанции.

Деятельность же новых судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции, что поможет свести к минимуму любое воздействие на суд, в том числе местных властей, снизить коррупционные риски и, безусловно, обеспечит их независимость и самостоятельность. Таким образом, апелляционные и кассационные жалобы будут рассматривать абсолютно независимые друг от друга суды.

Деятельность же новых судов не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось в первой инстанции.

И очень важно, что законопроект, направленный на реализацию принципа независимости судей, был предложен самим Верховным судом.

— Какое количество судов будет создано и каковы их полномочия?

— Создаётся девять кассационных судов и пять апелляционных судов общей юрисдикции в пределах соответствующих судебных округов. В системе военных судов создаются кассационный военный суд и апелляционный военный суд.

В целом реформа коснётся небольшого количества дел, поскольку все дела первой инстанции и большая часть дел апелляционной инстанции будут рассматриваться по действующим на сегодняшний день правилам.

Кассационный суд общей юрисдикции будет вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

В его ведении — рассмотрение дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу судебные акты районных судов и мировых судей, судебные акты апелляционных судов общей юрисдикции, областных и равных им судов.

Таким образом, полномочия по рассмотрению дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Апелляционный суд общей юрисдикции будет являться непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного апелляционного округа областным и равным им судам. Он станет рассматривать дела по апелляционным жалобам на акты указанных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в законную силу.

Полномочия по рассмотрению дел, которые ранее рассматривались в кассационном порядке президиумом областного и равного ему суда, передаются в компетенцию кассационных судов общей юрисдикции.

Таким образом, апелляционным судам общей юрисдикции будет передана часть функций по рассмотрению дел в апелляционном порядке областных и равных им судов общей юрисдикции и часть функций Верховного суда Российской Федерации.

Сейчас суды областного звена рассматривают в качестве суда первой инстанции наиболее значимые и сложные категории уголовных, гражданских и административных дел.

Например, дела об убийстве двух и более лиц, дела, связанные с государственной тайной, дела об оспаривании нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Апелляционные жалобы по этим делам подаются в Верховный суд Российской Федерации.

При этом, рассматривая по первой инстанции уголовные дела, суды областного звена принимают и промежуточные судебные решения, например об избрании в отношении обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу.

Апелляционные жалобы на такие решения рассматривает судебная коллегия этого же суда. Получается, что в настоящее время суды областного уровня совмещают функции нескольких судебных инстанций по одним и тем же делам.

— Как принималось решение о местоположении апелляционных и кассационных судов в конкретном городе? И как получилось, что по местам размещения апелляционная и кассационная инстанции в ряде случаев совпадают?

— На стадии подготовки законопроекта этот вопрос разрабатывался Судебным департаментом при Верховном суде. В процессе работы над законопроектом мы этот вопрос доработали.

Главными критериями определения границ судебных округов стали обеспечение доступности правосудия и оптимальные судебные нагрузки с учётом количества судебных споров в каждом регионе.

При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество. Всё это позволит оперативно и с минимальными издержками для федерального бюджета организовать работу судов.

При определении городов, где будут размещены суды, учитывали и транспортную доступность, и имеющуюся необходимую инфраструктуру, недвижимое имущество.

Что касается вопроса о совпадении мест размещения апелляционных и кассационных судов, хочу подчеркнуть, что главная задача, которая ставится при создании структурно самостоятельных апелляционных и кассационных судов, — это обеспечение независимости судей и вынесения ими решений. Поэтому непринципиально то, что они находятся в одном городе, главное, что суды обособлены, у каждого из них свой председатель, свои судьи и свой аппарат.

— В ходе обсуждения законопроекта высказывались опасения, что после его принятия доступ к правосудию будет затруднён. Ведь людям станет сложнее добираться в создаваемые межрегиональные суды: порой расстояние между регионами — тысячи километров.

— Хочу вас заверить, что эти опасения беспочвенны.

В целях приближения правосудия к месту жительства лиц, участвующих в деле, но проживающих в отдалённых местностях, в составе кассационного и апелляционного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Более того, кассационные и апелляционные суды могут проводить заседания в других населённых пунктах, расположенных в пределах соответствующего судебного округа, если сочтут это необходимым.

Второй момент — существует возможность проведения судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи. Это позволяет участвовать в судебном процессе, находясь в любой точке страны, включая труднодоступные и отдалённые регионы.

При этом следует учитывать, что в кассационном судопроизводстве не предполагается исследования новых доказательств и оценки новых обстоятельств. При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело.

В связи с этим личная явка сторон в суд кассационной инстанции не имеет того значения, которое она приобретает при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания планируется путем перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов.

— Какое количество судей потребуется во вновь создаваемые кассационные и апелляционные суды и каким образом будет проходить формирование состава судейского корпуса?

— Исходя из уровня судебной нагрузки, предполагается, что во вновь образованных кассационных и апелляционных судах судейский корпус составит почти тысячу человек, и в большинстве своём это будут судьи, переназначенные из других судов. Верховным судом были проведены опросы, большинство судей изъявили желание работать во вновь создаваемых судах.

Таким образом, создание кассационных и апелляционных судов и формирование их штатного расписания планируется путём перераспределения существующей в настоящее время штатной численности судей областных и равных им судов, которая высвободится в результате передачи ими полномочий по рассмотрению дел в апелляционном и кассационном порядке.

Что касается размера оплаты их труда, то он устанавливается соответствующим аналогичным должностям судей арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов.

— Когда новые суды будут сформированы и начнут рассматривать дела?

— Кассационные и апелляционные суды будут считаться образованными со дня назначения на должность не менее половины от установленной численности судей соответствующего суда. Но решение о дне начала их деятельности примет Пленум Верховного суда Российской Федерации, о чём он обязан официально известить не позднее 1 октября 2019 года.

При этом председатели апелляционных судов и кассационных судов должны будут назначены на должность не позднее 15 октября 2018 года.

Важно отметить, что полномочия президиумов судов областного звена по рассмотрению кассационных жалоб сохранятся, если эти жалобы поданы до начала деятельности соответствующего кассационного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Точно так же сохранятся полномочия судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судебных коллегий судов областного уровня по рассмотрению апелляционных жалоб на судебные акты, принятые в качестве суда первой инстанции областными и равными им судами, если жалобы поданы до начала деятельности соответствующего апелляционного суда, но не позднее 1 октября 2019 года.

Источник: https://www.pnp.ru/social/sudebnuyu-sistemu-zhdut-krupnye-izmeneniya.html

Понятие права
Добавить комментарий