Закон о валютном регулировании

Правительство внесло в Госдуму законопроект о либерализации ряда ограничений во внешнеторговых расчётах

Закон о валютном регулировании

18 июня 2019 07:30

Распоряжение от 15 июня 2019 года №1295-р.

Цель законопроекта – создание правовой базы для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчётах, закрепления за российским рублём статуса региональной валюты и средства международных расчётов с учётом складывающихся тенденций на мировом рынке, либерализация режима счетов резидентов, открытых в банках за пределами России, поэтапная отмена обязательности репатриации экспортной выручки в российской валюте при внешнеторговых расчётах между резидентами и нерезидентами.

Проект федерального закона «О внесении изменений вФедеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в частилиберализации ограничений на совершение валютных операций резидентами сиспользованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределамитерритории России, и репатриации денежных средств» (далее – законопроект)подготовлен Минфином России в соответствии с федеральным проектом «Системныемеры развития международной кооперации и экспорта» национального проекта «Международнаякооперация и экспорт».

Законопроект направлен на создание правовой базы длярасширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговыхрасчётах, закрепления за российским рублём статуса региональной валюты исредства международных расчётов с учётом складывающихся тенденций на мировомрынке, либерализацию режима счетов резидентов, открытых в банках за пределамиРоссии, поэтапную отмену обязательности репатриации экспортной выручки вроссийской валюте при внешнеторговых расчётах между резидентами инерезидентами.

Законопроектом предлагается снять ограничения позачислению на счета резидентов, открытые в банках, расположенных за пределамиРоссии, денежных средств, выплачиваемых в силу требований законодательстваиностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходовот реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытыхв иностранных банках.

Предусматривается также возможность зачисления на счетафизических лиц – резидентов, открытыев банках, расположенных на территории стран, входящих в Организациюэкономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группу разработкифинансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), денежных средств в порядкевозврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом вдоверительное управление доверительному управляющему – нерезиденту.

Кроме того, предлагается расширить перечень разрешённыхвалютных операций между резидентами случаями перевода физическими лицами – резидентамииностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в оплатуза переданные им товары, выполненные для них работы, оказанные услуги,переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числеисключительные права на них, физическими лицами – резидентами, срок пребываниякоторых за пределами России в течение календарного года в совокупности составитболее 183 дней и которые ведут предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица в соответствии с законодательством иностранного государствасвоего пребывания, на их счета, открытые в иностранных банках.

Предлагается ввести норму, устанавливающую возможностьзачисления без ограничений денежных средств, получаемых от нерезидентов, насчета физических лиц – резидентов, открытые в банках на территории иностранногогосударства – члена ОЭСР или ФАТФ, если такое государство осуществляет обменинформацией в соответствии с многосторонним Соглашением компетентных органов обавтоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или другимзаключённым с Российской Федерацией международным договором, предусматривающимавтоматический обмен финансовой информацией.

С учётом сложившейся практики открытия резидентамисчетов не только в банках, но и в других организациях финансового рынка,расположенных за пределами России, предлагается распространить требования обуведомлении налоговых органов по месту своего учёта об открытии или закрытиисчетов и об изменении их реквизитов на все счета резидентов, открытые вфинансовых организациях за пределами России. При этом предусматривается, что насчета резидентов, открытые в таких организациях могут быть зачислены илисписаны с них денежные средства в установленных Центральным банком Россиислучаях.

Предусматривается отмена требования о представлениифизическими лицами – резидентами налоговым органам отчёта о движении средств посчёту, открытому в банке за пределами России, в государствах ОЭСР или ФАТФ,участвующих в обмене финансовой информацией, при условии, что общая суммазачисленных или списанных денежных средств на такой счёт за отчётный год (илиостаток средств на конец отчётного года) не превышает 600 тыс. рублей либоэквивалентную сумму в иностранной валюте.

Некредитные финансовые организации, поднадзорные БанкуРоссии и открывшие счета в банках и других организациях финансового рынка запределами России,должны будут предоставлять отчётность Банку России.

Также законопроектом предусматривается, что списокгосударств ОЭСР или ФАТФ, осуществляющих обмен информацией, а также внесённые внего изменения должны будут размещаться на официальном сайте ФНС России.

Законопроектом предусматривается отмена с 1 января 2020года требования о репатриации резидентами валюты Российской Федерации вотношении несырьевого экспорта, а также поэтапная отмена этого требования вотношении экспорта сырьевых товаров.

При этом в отношении внешнеторговых договоров(контрактов), заключённых между резидентами и нерезидентами, сумма обязательствпо которым определена в российской валюте и условиями которых предусмотренаоплата в рублях, предусматривающих передачу резидентом нерезиденту относящихсяк лесу и лесоматериалам товаров, требование о репатриации не отменяется.Преждевременность либерализации требования о репатриации по таким товарамобусловлена высокой степенью криминализации этой отрасли, что подтверждаетсявыявленными таможенными органами нарушениями валютного законодательства потаким контрактам.

Законопроектрассмотрен и одобрен на заседании ПравительстваРоссийской Федерации 13 июня 2019 года.

Источник: http://government.ru/dep_news/37060/

Валютным резидентам РФ придется отчитываться по брокерским счетам

Закон о валютном регулировании

В России сложилась странная тенденция.

Общая политика либерализации валютного законодательства, о которой так много говорят как на государственном, так и на корпоративном уровне, соседствует с политикой закручивания гаек в отношении инвесторов, использующих зарубежные брокерские счета и зарубежные инвестиционные инструменты.

Не говоря о том, что польза сохранения валютного регулирования весьма сомнительна (большинство развитых стран давно отказались от этого инструмента, а из крупных экономик его использует лишь Китай), множество абсурдных кейсов наказания «нарушителей валютного законодательства поневоле» только усиливают бегство капиталов из страны. Теперь регуляторы принялись за владельцев зарубежных брокерских счетов и зарубежных инструментов.Конечно, задача ограничения резидентов России в возможности использования зарубежных финансовых инструментов понятна — деньги нужны здесь, требуется повышение привлекательности фондового рынка России. Однако, методы повышения такой привлекательности достаточно странные — рядовой инвестор, безусловно, понимает качество утверждений о том, что финансовые институты с многократно большей историей существования, собственным капиталом, на порядок превышающем собственный капитал крупнейших финансовых организаций в России, жестким регулированием, нацеленным на защиту капиталов инвесторов, более рискованные, чем аналогичные в России. И проникается сильным недоверием к инфраструктуре, которая и так не может похвастать благосклонностью граждан.

Если вернуться к закону, то основные моменты, которые можно из него почерпнуть, следующие:

  • С 1 января 2020 года требуется уведомлять об открытии зарубежного брокерского счета и изменении реквизитов, не позднее одного месяца («резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), …, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации»). Уведомление необходимо направлять для физического лица в налоговый орган по месту жительства.
  • Дополнительно требуется предоставление «отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, с подтверждающими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации».
  • Предоставление таких отчетов не требуется, если выполняются одновременно три условия: «банк или иная организация финансового рынка расположены на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ и это иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с Многосторонним соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором, предусматривающим автоматический обмен финансовой информацией, и при условии, что общая сумма денежных средств, зачисленных на указанный счет (вклад) (списанных с указанного счета (вклада) за отчетный год, не превышает 600 000 рублей…»
  • Потенциально в законе содержатся возможности для значительного ограничения использования зарубежных брокерских счетов. Например, фраза «денежные средства могут быть зачислены на счета (во вклады) резидентов, открытые в иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, или списаны с таких счетов (вкладов) в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации» подразумевает возможность ЦБ трактовать ситуации, в которых операции зачисления или списания с зарубежных брокерских счетов могут быть запрещены.


Какие выводы можно сделать для инвесторов:

1. Скорее всего, операции перечисления денег между зарубежным брокерским счетом и банковским счетом в России будут осуществляться при предоставлении уведомления об открытии счета, поэтому без уведомления налоговых органов возможности его использования будут ограничены.

​2. Владельцам зарубежных брокерских счетов — валютным резидентам РФ — фактически потребуется в дополнение к подаче декларации 3-ндфл подавать уведомление об открытии брокерского счета, а также выписку о движении средств по счету.
3. Потенциально ЦБ может значительно ограничить или вовсе сделать запретительными условия использования зарубежных брокерских счетов.

Мы рекомендуем придерживаться следующего подхода при принятии решения о использовании зарубежного брокерского счета:1.

Зарубежный брокерский счет имеет смысл использовать при достаточно больших объемах инвестиций (в силу необходимости подготовки налоговой декларации и отчетов о движении денежных средств по счету и подачи их в налоговую).

Конкретные размеры зависят от ситуации, но, мы предполагаем, что это суммы, начиная со 100-200 тысяч долларов. Если сумма инвестиций меньше, резиденту РФ становится выгоднее работать через российскую инфраструктуру.2. Отличная альтернатива — использовать контролируемые иностранные компании (далее — КИК).

КИК позволяет уйти от множества ограничений валютного законодательства, однако, при условии надлежащей организации такой компании (наличия так называемого «сабстенса»), что обычно требует от инвестора капиталов в размере нескольких миллионов долларов (точная цифра зависит от обстоятельств).

Если «сабстенс» не будет обеспечен, будут значительные проблемы с открытием банкровского счета на компанию, а также, потенциально возможны проблемы с признанием компании резидентом РФ с соответствующими последствиями.

3. Мы рекомендуем либо декларировать все зарубежные брокерские счета (при наличии достаточных объемов), либо закрыть их до нового, 2020, года.

Источник: https://upsidelab.global/art-28082019-foreign-broker-accounts

7 ключевых новшеств нового закона о валютном регулировании и контроле

Закон о валютном регулировании

2 июля 2018 года Президент Казахстана подписал новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» № 167-VI ЗРК (далее «Закон»). С введением в действие Закона с 1 июля 2019 года утратил силу ранее действовавший Закон Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 13 июня 2005 года № 57-III ЗРК.

Закон в целом направлен на расширение охвата контроля и мониторинга валютных операций, сокращение иностранной валюты в расчетах на территории Республики Казахстан (далее «РК»), признание филиалов иностранных организаций в качестве валютных резидентов, а также усиление мер противодействия выводу денег из страны.

Закон предусматривает обособленное регулирование валютных операций участников Международного финансового центра «Астана» («МФЦА»). На участников МФЦА не распространяются режимы валютного мониторинга, кроме режима предоставления информации об операциях с резидентами и нерезидентами.

В настоящем обзоре мы обращаем Ваше внимание на семь основных нововведений Закона.

  1. «Новые» валютные операции

В перечень валютных операций включены:

  • операции по передаче валютных ценностей в доверительное управление или на основании договора об оказании брокерских услуг;
  • операции по приобретению и погашению резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом.

Перечень валютных операций между резидентами дополнен следующими операциями:

  • операции, одной из сторон которых выступают резиденты, которым право на проведение валютных операций с резидентами предоставлено законами РК либо принятыми до введения в действие Закона актами Президента РК;
  • операции между комиссионерами и комитентами при оказании комиссионерами услуг в рамках договоров с нерезидентами по экспорту или импорту;
  • операции между филиалами (представительствами) иностранных организаций в РК;
  • переводы и платежи между профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими валютные операции по поручениям клиентов, и физическими или юридическими лицами в рамках договоров об оказании брокерских услуг;
  • операции получателя от имени государства полезных ископаемых, которые в соответствии с Налоговым кодексом РК передаются ему в счет исполнения недропользователем налогового обязательства в натуральной форме, связанных с транспортировкой, хранением и реализацией таких полезных ископаемых;
  • платежи физических лиц за товары, работы и услуги по сделкам, совершаемым на территории специальной экономической зоны, пределы которой полностью или частично совпадают с участками таможенной границы Евразийского экономического союза.
  1. Филиалы иностранных организаций в качестве резидентов

Филиалы и представительства иностранных нефинансовых организаций в РК («ФИО») впредь будут признаваться резидентами для целей валютного законодательства.

Присвоение ФИО статуса валютного резидента означает, что ФИО будут осуществлять сделки с казахстанскими резидентами только в тенге.

 При этом, согласно общему правилу, ФИО вправе свободно получать и переводить деньги по любым валютным операциям со своими головными компаниями-нерезидентами. Операции между ФИО могут осуществляться в любой валюте.

При этом на ФИО не будут распространяться следующие валютные режимы, применимые к резидентам: 

  • требование о репатриации по экспорту или импорту;
  • требование о регистрации валютной операции по движению капитала;
  • требование об уведомлении об открытии счетов в иностранных банках;
  • ограничение к целям покупки иностранной валюты за национальную валюту.

Статус нерезидента сохранится для ФИО в соответствии с условиями соглашений, заключенных от имени РК с такими иностранными компаниями (соглашения о разделе продукции и другие).

Перечень таких иностранных компаний был утвержден на основании Постановления Правительства Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года № 179Среди новшеств Закона следует также отметить предоставление допуска в качестве валютного резидента филиалам иностранных банков на казахстанский рынок с декабря 2020 года.

3. Внутренний валютный рынок

Законом вводится термин «внутренний валютный рынок», который определяется как совокупность отношений резидентов и нерезидентов, связанных с совершением операций по покупке и продаже иностранной валюты на территории РК.

В соответствующей главе Закона, посвященной внутреннему валютному рынку, консолидированы требования по осуществлению деятельности по организации обменных операций, а также условия покупки и продажи иностранной валюты.

3.1. Покупка и продажа иностранной валюты

В рамках мониторинга источников спроса и предложения на покупку и продажу иностранной валюты, Законом установлена обязанность банков предоставлять в Национальный Банк РК информацию по источникам спроса и предложения на внутреннем валютном рынке РК и целям использования иностранной валюты.

Порядок представления банками информации по источникам спроса и предложения и целям использования иностранной валюты, включая формы и сроки представления отчетов, определяется правилами мониторинга источников спроса и предложения на внутреннем валютном рынке.

3.2. Организация обменных операций с наличной иностранной валютой

Национальный банк РК вправе устанавливать виды иностранных валют и пределы отклонения курсов покупки от курсов продажи наличной иностранной валюты за наличную национальную валюту.

Закон разрешает обменным пунктам осуществлять операции по покупке и продаже аффинированных золотых слитков, выпущенных Национальным Банком РК.

4. Валютный мониторинг

Закон усовершенствовал и упорядочил следующие механизмы валютного мониторинга, с помощью которых Национальный Банк РК будет получать информацию о валютных операциях:

1) учетная регистрация валютных договоров по движению капитала резидентов, за исключением ФИО;

2) уведомление банками второго уровня о проведенных валютных операциях;

3) уведомление о счетах в иностранных банках, открытых резидентами, за исключением ФИО, и осуществление учетной регистрации таких счетов;

4) получение на регулярной основе информации от ФИО, осуществляющих деятельность в РК, в том числе участников МФЦА, об операциях с резидентами и нерезидентами. Требования по предоставлению информации и порядок информационного взаимодействия устанавливаются актами МФЦА по согласованию с Национальным Банком РК.

5. Валютный контроль

Законом усовершенствованы положения о валютном контроле, которые предусматривают следующие изменения:

  • профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие валютные операции по поручению клиентов, включены в перечень агентов валютного контроля;
  • конкретизированы виды проверок в зависимости от субъектов валютного контроля. Так, в отношении финансовых организаций могут проводиться проверки на основе оценки степени риска, внеплановые проверки органов валютного контроля и иные формы контроля. В отношении иных резидентов, а также нерезидентов, осуществляющих валютные операции на территории РК, проводятся процедуры валютного контроля, внеплановые проверки органа валютного контроля и иные формы контроля.

Иные формы контроля включают:

  • осмотр помещения и оборудования обменных пунктов на предмет соответствия квалификационным требованиям;
  • направление агенту валютного контроля поручения, обязательного для исполнения, в целях надлежащего осуществления валютного контроля;
  • анализ информации, отчетности и документов, связанных с проведением валютной операции, запрошенных органом валютного контроля в связи с поступлением информации от агента валютного контроля о возможном нарушении клиентом требований валютного законодательства и иной информации.

6. Передача банком информации органам валютного контроля

Впредь проведение банком платежей и переводов денег резидента, за исключением банков и ФИО, по отдельным валютным операциям, направленным на вывод денег из РК, возможно только в случае предоставления резидентом (получателем или отправителем денег) разрешения банку на передачу информации о данном платеже или переводе органам валютного контроля.

Такое разрешение оформляется в произвольной форме. Допускается представление одного разрешения в отношении всех платежей и переводов денег по валютным операциям, направленным на вывод денег из РК в рамках валютного договора.

К валютным операциям, направленным на вывод денег из РК относятся:

1) финансовый заем нерезидента резиденту, если условиями соответствующего валютного договора не предусмотрено осуществление перевода денег, подлежащих получению от нерезидента, на банковские счета резидента в уполномоченных банках;

2) финансовый заем, предусматривающий возникновение у резидента требований к нерезиденту по возврату денег, если условиями соответствующего валютного договора не предусмотрено осуществление перевода денег, подлежащих получению от нерезидента, на банковские счета резидента в уполномоченных банках;

3) финансовый заем, предусматривающий предоставление резидентом денег нерезиденту, не являющемуся аффилированным лицом, на срок свыше 725 дней без выплаты вознаграждения;

4) операции по экспорту, согласно которым срок исполнения обязательств по оплате экспорта нерезидентом превышает 720 дней с даты исполнения обязательств резидентом;

5) операции по оплате импорта, согласно которым срок исполнения обязательств по возврату денег (авансового платежа или полной предоплаты) нерезидентом в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств по импорту превышает 720 дней с даты исполнения обязательств резидентом.

Данное требование не распространяется на финансовые займы, возникающие в рамках сделок по торговому или исламскому финансированию, а также на операции, осуществляемые головной компанией нерезидента со своим ФИО, операции между ФИО.

7. Специальный валютный режим: исключения

Согласно Закону, введение специального валютного режима не ограничивает исполнение резидентами обязательств перед нерезидентами, которые возникли в результате валютных договоров до введения специального валютного режима, а также осуществление нерезидентами переводов дивидендов, вознаграждения и иных доходов, полученных по вкладам и ценным бумагам.

Источник: https://signumlaw.com/posts/7-klyuchevyh-novshestv-novogo-zakona-o-valyutnom-regulirovanii-i-kontrole

Федеральный закон о валютном регулировании

Закон о валютном регулировании

В этой статье мы рассмотрим Федеральный закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», включая вопросы принципов валютного регулирования и валютного контроля, органов валютного регулирования и контроля, объекты валютных правоотношений, особенности валютного контроля, а также вопросы ответственности за нарушение законодательства о валютном регулировании.

Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в обществе, разноплановостью интересов и противоречивостью взглядов участников валютного рынка. По сути, валютное регулирование являет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства.

В свою очередь, валютная политика представляет собой составную часть общеэкономической политики государства, которая направлена на укрепление валютно-финансового положения страны, в том числе, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и обеспечения поступления валюты из-за рубежа. 

К основным элементам валютного регулирования можно отнести:

  • установление порядка проведения валютных операций;
  • определение условий и порядка установления валютных резервов страны;
  • валютный контроль и другое. 

Основным правовым актом, регулирующим валютные отношения на территории РФ, несомненно является ФЗ № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле».

Скачать Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле с последними изменениями

Основные принципы валютного регулирования и контроля в РФ установлены статьей 3 Закона. Это: 

  1. приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
  2. исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
  3. единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
  4. единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  5. обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органы валютного регулирования

В соответствии со статьей 5 Закона органами валютного регулирования в России признаются: Центральный банк РФ и Правительство РФ. Для реализации предусмотренных законодательством функций указанные органы, в пределах своей компетенции, издают акты валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов.

  В случае, когда порядок реализации валютных операций или использования счетов не установлены органами валютного регулирования, валютные операции и открытие счетов осуществляется без ограничения.

Также не допускается установление органами валютного регулирования требований о получении специальных разрешений резидентами и нерезидентами РФ. 

Кроме того, органы валютного регулирования не могут устанавливать требования о предварительной регистрации. Центральный банк РФ фиксирует единые формы учета и отчетности по валютным операциям, а также порядок и сроки их предоставления.

Объект и субъект валютных правоотношений

Объектами валютных правоотношений являются: 

  1. валюта РФ – денежные знаки в виде банкнот и монет Банка России, средства на банковских счетах и банковских вкладах;
  2. иностранная валюта – денежные знаки в виде банкнот, монет и казначейских билетов, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства. Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств;
  3. внутренние ценные бумаги – эмиссионные ценные бумаги, стоимость которых указана в валюте РФ и иные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ;
  4. внешние ценные бумаги – ценные бумаги, не относящиеся к внутренним ценным бумагам;
  5. валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги. 

Субъектами валютных правоотношений выступают: 

Резиденты: 

  • граждане РФ;
  • иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ на основании вида на жительства;
  • организации, созданные в соответствии с законодательством РФ;
  • филиалы, представительства и иные подразделения резидентов – организаций, находящихся за пределами территории РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ;
  • Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, которые вступают в отношения, регулируемые Законом о валютном регулировании валютном контроле. 

Нерезиденты:

  • физические лица, не являющиеся резидентами;
  • юридические лица, созданные согласно законодательства иностранных государств, и находящиеся за пределами РФ;
  • организации, которые не являются юридическими лицами, созданные в соответствии с законами иностранных государств и находящиеся за пределами РФ;
  • дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, аккредитованные в РФ;
  • межгосударственные и межправительственные организации и их филиалы, а также постоянные представительства в Российской Федерации;
  • иностранные юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Федеральным законом «О международных компаниях»
  • иные лица.

Источник: https://transmskru.com/federalnyy-zakon-o-valyutnom-regulirovanii/

Закон о валютном регулировании и валютном контроле в РК — все новости на Atameken Business

Закон о валютном регулировании

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О валютном регулировании и валютном контроле», сообщает «Интерфакс-Казахстан» со ссылкой на пресс-службу главы государства.

Как сообщалось, основными целями закона являются адаптация валютного законодательства Казахстана к развитию интеграционных процессов с учетом мировой практики и совершенствование правового механизма, обеспечивающего регулирование отношений, возникающих в сфере валютного регулирования и валютного контроля.

Поправки призваны расширить охват статистического мониторинга валютных операций, в том числе посредством оптимизации режимов валютного регулирования, а также увеличить доступ к операциям на биржевом валютном рынке для профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Уточняются вопросы обращения валютных ценностей на территории Казахстана и перечня разрешенных между резидентами валютных операций с учетом изменений, внесенных в действующее законодательство, а также в рамках мер по дедолларизации.

По словам председателя Национального банка Данияра Акишева, депутаты мажилиса ранее внесли поправки, направленные на реализацию программы «7-20-25».

«Необходимо создать правовую среду, обеспечивающую соблюдение баланса интересов между интересами кредитора и заемщика.

Важным условием устойчивости программы в будущем является соблюдение банком и должником рыночных принципов, в том числе в вопросах досудебного урегулирования проблемной задолженности и приоритетности залоговых кредиторов», — сказал Данияр Акишев, ранее выступая на пленарном заседании сената.

Он подчеркнул необходимость наличия полноценного института залога, чтобы залогодержатель мог беспрепятственно и незамедлительно реализовать залоговое имущество для удовлетворения своих требований.

«Без этих поправок успешная реализация программы «7-20-25″ невозможна. В случае принятия законодательных поправок банки начнут выдавать кредиты населению в ближайшее время», — заверил глава регулятора.

Законом также предусматривается расширение мониторинга валютных операций и сокращение иностранной валюты в расчетах на территории Казахстана. Предполагается, что реализация указанных норм повысит эффективность валютного контроля, в том числе в целях противодействия выводу денег из страны.

«Первое — предоставление резидентом финансового займа нерезиденту, предусматривающего погашение путем зачисления денег на счета в Казахстане. Второе — предоставление нерезидентам финансового займа резиденту, не предусматривающего перевод денег на счета в Казахстане.

Третье — предоставление резидентами безпроцентного финансового займа неаффилированному нерезиденту на срок свыше 720 дней. Четвертое — операции по оплате экспорта или импорта со сроком репатриации свыше 720 дней.

Такие операции будут осуществляться банками только при предоставлении резидентом разрешения на передачу информации органам валютного контроля», — отмечал Данияр Акишев.

Между тем, законом предусмотрено сохранение принципов либерального валютного режима.

Документом предусматривается также признание филиалов иностранных организаций в качестве резидентов. По данным Нацбанка, в настоящее время в республике зарегистрировано 4,5 тыс. филиалов иностранных организаций.

«После полного вступления в ВТО ожидается значительное увеличение их (филиалов иностранных организаций — ИФ-К) количества. Это приведет к увеличению платежей в иностранной валюте внутри страны, что не соответствует национальным интересам.

В этой связи, предлагается перевести расчеты филиалов иностранных организаций с казахстанскими компаниями на тенге. Изменения не затрагивают компании, деятельность которых регулируется соглашениями, заключенными от имени государства.

Они останутся в статусе нерезидента», — пояснял тогда глава Нацбанка.

Также не предусматривается ухудшение условий в отношении договоров, заключенных до введения в действие настоящего закона.

Закон подразумевает расширение охвата валютных операций мониторингом с одновременным упрощением процедур сбора информации о валютных операциях. Сократятся сроки обслуживания банками платежей по валютным операциям.

Согласно закону, процедура учетной регистрации распространится на договоры по экспорту и импорту работ и услуг. По словам главы Нацбанка, это обеспечит полный охват договоров для повышения эффективности валютного контроля и возврата валютной выручки в страну.

Законом предоставляется право небанковским обменным пунктам на покупку и продажу золотых минислитков, выпущенных Нацбанком.

Также в понятие «валютные операции» включены передача валютных ценностей в доверительное управление либо на основании договора об оказании брокерских услуг, приобретение и погашение резидентом электронных денег, выпущенных нерезидентом, и наоборот.

Кроме того, профессиональным участникам рынка ценных бумаг предоставлено право покупать и продавать безналичную иностранную валюту на внутреннем валютном рынке.

  «В случае принятия закона субъектам бизнеса потребуется время на приведение своей деятельности в соответствие с новыми требованиями. Соответственно, срок введения его в действие — 1 июля 2019 года», — проинформировал председатель Нацбанка.

Также президент подписал сопутствующие поправки в некоторые законодательные акты по вопросам валютного регулирования и валютного контроля, риск-ориентированного надзора за деятельностью финансовых организаций, защиты прав потребителей финансовых услуг и совершенствования деятельности Национального банка Республики Казахстан.

21.09.2018 11:19

Источник: https://inbusiness.kz/ru/last/prezident-podpisal-zakon-o-valyutnom-regulirovanii-i-valyut

Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. Как это влияет на финансовый рынок и трейдеров?

Закон о валютном регулировании

Валютное регулирование в РФ основывается на федеральном законе от 10 декабря 2003 года (№173-ФЗ).

Именно этим документом государство контролирует деятельность участников финансового рынка, сохраняя стабильность и целостность экономики страны.

Центральный банк и правительство работают в тандеме, осуществляя государственный контроль за такими участниками рынка, как брокерские компании, банки, микрофинансовые учреждения, инвестиционные компании.

В процесс контроля входит не только проверка выполняемых операций с валютой (купля-продажа), но и целый ряд дополнительных процессов:

  • Лицензирование участников финансового рынка;
  • Процесс перевода иностранной или национальной валюты за пределы страны (в обе стороны);
  • Мониторинг экспортных, импортных операций с товаром (сделки, в которых присутствует валютный расчет);
  • Операции, проводимые с ценными бумагами (покупка, продажа ценных бумаг в пределах страны).

Именно эти процессы значительно влияют на финансовый рынок, на стабильность валюты, валютные запасы на территории Российской Федерации. На законодательном уровне валютный контроль в РФ осуществляется и правоохранительными органами. Поэтому каждому участнику процессов, трейдеру, клиенту, банкиру и инвестору необходимо разбираться в общих понятиях этой темы.

  • Кем осуществляется валютный контроль в РФ: обязанности и права контролирующих органов.
  • Валютное регулирование в РФ: нормы и запреты.
  • Как валютное регулирование относится к Forex-трейдингу?
  • Юридические нормы и советы участникам финансовых рынков (трейдерам, инвесторам).

Кем осуществляется валютный контроль в РФ: обязанности и права контролирующих органов

Как было написано выше, валютный контроль в российской федерации выполняет два органа: Центральный банк и правительство страны. Мониторинг осуществляется посредством проверок, установлением четких требований к участникам финансовых рынков.

Наличие лицензии является обязательным для банков, финансовых, брокерских и инвестиционных компаний. Соответственно, брокеры и другие участники финансового рынка не могут установить котировки, стоимость валюты на обмен по собственному усмотрению.

Это исключает попытки спекуляции и нечестного заработка на соотношении цены продажи и покупки валюты на территории страны.

И валютное регулирование в РФ обязательно даже для компаний, которые не имеют физического офиса, а работают только в режиме онлайн (например, некоторые микрофинансовые компании, брокеры, дилинговые центры).

Многие клиенты финансовых компаний не знают о том, что ведется постоянный государственный контроль за валютными операциями со стороны тех или иных служб. В частности, работают агенты фискальных, таможенных, финансово-бюджетных отделов.

В рамках собственных полномочий они вправе проводить мониторинг, запрашивать различную документацию. При этом каких-либо ограничений на объем совершаемых операций с валютой резидентам и нерезидентам не устанавливается.

Поэтому валютное регулирование и валютный контроль в РФ не касаются частных лиц, инвесторов. Все они защищены на законодательном уровне.

Упомянутый вначале статьи федеральный закон устанавливает обязанности и права органов мониторинга. Там же указаны нормативы по финансовым взаимоотношениям между физическими и юридическими лицами.

Например, там указано, что резиденты (например, банки), могут принимать наличный расчет за предоставляемые услуги нерезидентам или резидентам страны, но только в национальной валюте.

А если сумма превышает 3 миллиона рублей, то у организации возникает обязанность поставить на учет контракт в уполномоченном банке, через счет в котором будут осуществляться операции получения/возврата займа с нерезидентом.

На портале tradernew.pro представлено множество полезного материала, касающегося практического внедрения федерального закона о валютном контроле на финансовых рынках страны. Не пропустите важные новости на эту тему и интересные публикации.

Валютное регулирование в РФ: нормы и запреты

Законодательство направлено не только на максимальный уровень контроля проведения валютных операций, но и на открытость и простоту осуществления базовых платежных транзакций. И в федеральном законе указано, что не во всех случаях органы мониторинга имеют право осуществлять контроль за теми или иными операциями.

Осуществляется валютный контроль в РФ только в следующих случаях:

  • Если осуществляется сделка через банковский счет в иностранной валюте с иностранным контрагентом (нерезидентом);
  • Если осуществляются сделки с ценными бумагами (в большинстве случаев номинал ценных бумаг выражен в иностранной валюте, что попадает под нормы закона №173-ФЗ);
  • Если операции проводятся между резидентами страны и ее нерезидентами (например, сделки с иностранными компаниями или с иностранными гражданами).

Участниками контроля выступают не только представители финансовых институтов и государственных органов, но и банки. Каждая компания имеет счет в банковском учреждении и при проведении валютных операций осуществляется контроль со стороны эмитента над законностью и правильностью проведения транзакции.

Здесь стоит выделить момент, когда участник финансовых рынков (инвестор или трейдер) сталкивается с требованием проходить многоуровневую верификацию личности, а иногда и вовсе подписывать договор с финансовой компанией.

Это необходимая процедура, которая основана на законодательных актах. Лишь некоторые брокеры и инвестиционные компании, которые работают без выхода на межбанковский рынок, могут не идентифицировать клиента.

Но в валютных операциях это является нарушением.

Приведем несколько примеров того, как выполняется валютный контроль в тех или иных секторах экономики. Например, если вы совершаете крупную покупку за валюту, то банк может потребовать ряд документов. В частности, таможенную декларацию, личные документы исполнителей сделки, доверенности, счет-фактуру.

Таков международный порядок и при покупке/продаже автомобилей из-за границы, и при покупке недвижимости вне границ страны, и при совершении иных сделок купли\продажи с валютными операциями. Если вы решаете торговать на рынке Форекс через брокера, то в таком случае мониторинг не касается клиента лично.

Вся ответственность ложится на банк-эмитент.

Как валютное регулирование относится к Forex-трейдингу?

Как известно, валютные операции в России могут проводить не только лицензированные участники. Например, брокерские компании без лицензии могут совершать обмен и проводить валютные операции с клиентами. Периодические изменения валютного регулирования не касаются зарегистрированных в офшорах и других странах брокеров, которые действуют в законодательном поле своих стран.

На основании этого можно сделать вывод, что ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле кратко описывает отношение регуляторов с Форекс-брокерами. Но на законодательном уровне запрета операций нет и аналогично нет обязательства получать лицензию для обмена валюты.

Это значит, что любой вид спекулятивного трейдинга через брокерскую компанию не имеет никаких ограничений и не относится к упомянутому выше федеральному закону. Исключение – это прямые операции через биржу с ценными бумагами, которые проводятся с валютными транзакциями.

Юридические нормы и советы участникам финансовых рынков (трейдерам, инвесторам)

Последние несколько лет проходят под эгидой либерализации валютного рынка в России. Это значит, что политика контролирующих органов направлена на упрощение норм и требований к участникам финансовых рынков.

Трейдерам не стоит волноваться за бюрократизацию торговли на биржах через брокера. Перед тем, как совершать финансовые операции, достаточно пройти верификацию личности.

Инвесторы могут использовать многочисленные инвестиционные инструменты, свободно распоряжаться валютными средствами при работе с брокерами или финансовыми компаниями.

Источник: https://tradernew.pro/forex-basics/valyutnoe-regulirovanie-i-valyutnyj-kontrol-v-rf-kak-eto-vliyaet-na-finansovyj-rynok-i-trejderov.html

Понятие права
Добавить комментарий